Для сотрудников Студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники (СКБ РКТ) научным руководителем и идейным вдохновителем является Шматов Дмитрий Павлович, занимающий должности помощника первого проректора и заместителя заведующего кафедрой «Ракетные двигатели» Воронежского государственного технического университета.
Шматов Дмитрий Павлович в 2015 году создал на базе кафедры «Ракетные двигатели» СКБ РКТ, которое на сегодняшний день достигло следующих результатов:
– участие в федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации;
– участие в создании высокотехнологического производства автономных источников тока на основе термоэлектрических генераторных модулей нового поколения по 218 постановлению Правительства Российской Федерации;
– победа в V Всероссийском студенческом научно-техническом фестивале «ВУЗПРОМФЕСТ-2018» в номинациях «Мехатроника», «Экономика и менеджмент», «Инноватика» и «3D – моделирование»;
– победа в XXII Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед 2020» с проектом «Термоэлектрический генераторный модуль»;
– победа во Всероссийском студенческом форуме «IT-AVIA» в номинации «Аддитивные технологии» с проектом «Применение аддитивных технологий для изготовления высокоразвитых поверхностей SLM-методом»;
– победа во Втором форуме инновационных инженерных решений в авиационной отрасли «IT Avia – идея, проект, решение!» в номинации «Разработка управляющих программ для станков ЧПУ (САМ-системы)»;
– победа во II Всероссийском молодежном научном конгрессе «Россия. Экология. Энергоснабжение» в номинации «PR-проекты в области экологии, энергоснабжения и экологического строительства»;
– победа в конкурсе «Ракетная техника – двигатель XXI века» в номинации «Конструкторские задачи в области ракетно-космической техники»;
– победа в конкурсе «Ракетная техника – двигатель XXI века» в номинации «Творческие методы решения конструкторско-технологических задач»;
– победа в конкурсе студенческих научно-популярных публикаций в соц. сети на лучший контент #NaukaVGTU #VGTU #ТочкаКипенияВГТУ в рамках Дня российской науки;
– победа во Всероссийском инженерном конкурсе, проводимого Объединенной авиастроительной компании (ОАК);
– победа в 9-ой студенческой научно-технической школе-семинаре «Аэрокосмическая декада»;
– победа во II Международной выставке изобретений и инноваций в номинации «Лучшая инновационная разработка в интересах аэрокосмической отрасли» с проектом «Гибридная система локальной термостабилизации электронных модулей на основе микроканальных теплообменников и термоэлектрических преобразователей»;
– победа в XVI Международном салоне изобретений и новых технологий «НОВОЕ ВРЕМЯ» с разработкой «Водородно-воздушный генератор газа»;
– победа во «Всероссийском конкурсе молодых предпринимателей -2020 г.» в номинации «Лучший проект по направлению «АЭРОНЕТ»»;
– получен патент полезную модель №189936 «Термоэлектрический генераторный модуль»;
– получен патент на изобретение №2720596 «Камера жидкостного ракетного двигателя»;
– получен патент на полезную модель №201875 «Газогенератор (каналы)»;
– получен патент на полезную модель заявка №2020125415 «Газогенератор (камера)»;
– получен патент на полезную модель заявка №2020125010 «Электроракетная двигательная установка».
За историю существования СКБ РКТ были получены следующие гранты и премии:
– победа в конкурсе инженерных записок от АНО «Аналитический Центр «Аэронет» по концепции ракеты-носителя сверхлегкого класса «Berik-2020» и межорбитального малого разгонного блока «БОРИС»;
– победа в программе «УМНИК», проводимой Федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», с проектом «Разработка метанового ракетного двигателя малой тяги с регенеративной системой охлаждения для ракет сверхлегкого класса»;
– победа в ежегодном межвузовском конкурсе инновационных проектов «Кубок инноваций» с проектом «Универсальная маршевая двигательная установка на основе метановых жидкостных ракетных двигателей малой тяги с регенеративным охлаждением для сверхлегких ракет-носителей»;
– победа в конкурсе «Изобретая будущее» в номинации «Изобретение (изобретение)» с проектом «Камера жидкостного ракетного двигателя»;
– победа в конкурсе «Изобретая будущее» в номинации «Изобретение (полезная модель)» с проектом «Безэлектродный электроракетный двигатель».
Города, которые посетили сотрудники СКБ РКТ в рамках научно-технических конференций и выставок:
Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск Самара, Волгоград, Белгород, Алушта, Севастополь.
СКБ РКТ направлено:
- на развитие творческих и научных идей студентов кафедры «Ракетные двигатели»;
- привитие и закрепление творческого подхода к будущей профессиональной деятельности;
- объединение инициативных студентов;
- создание условий для активной технической и научной деятельности;
- вовлечение сотрудников СКБ РКТ в разработку и реализацию инновационных проектов в аэрокосмической отрасли;
- повышение уровня профессиональных компетенций и уникальных знаний сотрудников СКБ РКТ;
- развитие профессиональных навыков и личных качеств участников СКБ РКТ.
СКБ РКТ действует в интересах студентов и способствуют своей деятельностью развитию их творческой инициативы, предоставляя материально-техническую поддержку студенческих проектов.
СКБ РКТ осуществляет:
- первичную подготовку студентов в области овладения инженерными и конструкторскими навыками;
- реализацию учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов;
- выполнение работ по текущему техническому обеспечению учебного процесса кафедр университета;
- первичную подготовку кадров для функциональных подразделений научно-инновационного комплекса университета;
- привлечение студентов университета к инновационной деятельности;
- деятельность в качестве соисполнителя государственных контрактов, грантов и хоздоговорных работ, выполняемых функциональными подразделениями университета.
Сотрудники СКБ РКТ являются соисполнителями научно-исследовательских работ, проводимых кафедрой по различным направлениям, таким как ракетно-космическая техника, термоэлектричество, микроэлектроника, разработки в сфере нефтегазовой отрасли и другие.
Руководитель СКБ РКТ - Башарина Татьяна Александровна
![]() |
Лымич Сергей Николаевич |
|
![]() |
Владимирцев Денис Владимирович |
|
![]() |
Юров Николай Алексеевич |
|
![]() |
Чернышов Данил Алексеевич |
|
![]() |
Акользин Иван Васильевич |
|
![]() |
Глебов Сергей Евгеньевич |
|
![]() |
Саврико Анастасия Витальевна |
|
|
Родюков Илья Николаевич |
|
![]() |
Целоусова Алина Сергеевна |
|
В СКБ РКТ ведутся разработки по следующим научным направлениям и проектам:
1) Долгосрочные водородно-воздушные накопители энергии в распределенной энергетике.
Долгосрочные водородно-воздушные накопители энергии предназначены для покрытия нагрузки в период пикового энергопотребления. В часы отсутствия пиковых нагрузок со стороны потребителя не востребованная электроэнергия используется для запасания водорода. Далее запасенный водород используется для выработки электроэнергии на нужды потребителя.
2) Многоцелевые генераторы газа с балластировочными средами.
Водородно-воздушный генератор газа предназначен для использования в долгосрочных водородно-воздушных накопителях энергии с повышенной автономностью и емкостью, обеспечивающих длительное аккумулирование энергии при работе в системах распределенной энергетики. Возможно широкое применение в химической промышленности, в криогенной технике, в газотурбинных и паротурбинных энергоустановках.
3) Автономные источники тока на основе термоэлектрических генераторных модулей.
Термоэлектрический генераторный модуль работает в составе автономного источника термоэлектрического тока. Он непосредственно справляется с задачей преобразования тепловой энергии в электрическую при сжигании природного газа.
4) Ракета-носитель сверхлегкого класса космического назначения.
Сверхлегкая ракета-носитель с двигательными установками первой и второй ступени на основе унифицированного жидкостного ракетного двигателя малой тяги MFGS и третьей ступенью в виде разгонного блока платформенной конфигурации малой размерности.
5) Разгонный блок платформенной конфигурации для малых космических аппаратов.
Разгонный блок оснащен маршевым жидкостным ракетным двигателем, работающим на компонентах топлива жидкий кислород + этиловый спирт. Рациональное использование рабочего объема, компактные проектно-конструкторские решения, новаторские технологические приемы и инновационные технологии позволяют достичь наилучших результатов в отношении объем-масса-приращение скорости.
6) Многоцелевая двигательная установка на основе метановых жидкостных ракетных двигателей малой тяги для нужд ракетно-космической отрасли.
Многоцелевая двигательная установка является унифицированной и может использоваться как на первой ступени, так и на второй ступени сверхлегкой ракеты-носителя. Также возможно применение в качестве маршевых двигателей в традиционных межорбитальных транспортных аппаратах, таких как универсальный разгонных блок «Фрегат», разгонный блок «Бриз-М».
7) Безэлектродный плазменный ракетный двигатель.
Безэлектродный плазменный ракетный двигатель относится к космической технике, в частности к электроракетным двигательным установкам с индуктивным источником плазмы, предназначенным для увеличения срока эксплуатации и осуществления управляемого перемещения летательных космических аппаратов в космическом пространстве. Одной из модификации электроракетного двигателя является его использование на низких околоземных орбитах и применяющий в качестве рабочего тела забортную атмосферу.
8) Автономный ожижитель водорода малой производительности.
Ожижитель водорода малой производительности предназначен для получения жидкого водорода в производственных целях по циклу высокого давления с дросселированием и предварительным охлаждением жидким азотом. Производительность водородно-ожижительной станции составляет 8 – 10 л/ч.
9) Электромагнитный клапан 2 и 3 класса безопасности для нужд РосАтома.
Клапан с электромагнитным приводом — это современный вид запорной арматуры. Они позволяют на расстоянии управлять потоками жидкости или газа в трубопроводных системах. Электромагнитный клапан обладает 2 и 3 классом безопасности, что является важным требованием при эксплуатации на АЭС и указывает на высокое качество продукции, способной обеспечить радиационную защиту персонала и населения.
10) Луноход.
Луноход представляет собой транспортное средство передвижения по поверхности естественного спутника Земли, оборудованное фототелевизионной аппаратурой, автоматической системой управления, системой навигации, манипуляторами для коммуникации с предметами, солнечными панелями, антеннами, дозиметрами, датчиками температуры и многим другим.
11) Гибридная система локальной термостабилизации.
Гибридная система локальной термостабилизации (ГСЛТ) представляет собой микроканальные теплообменники с пористыми элементами и термоэлектрические преобразователи, которые обеспечивают стабильную работу электронных модулей. ГСЛТ обеспечивает существенную экономию ресурсов электропитания телекоммуникационного оборудования за счет перехода к локальной (точечной) термостабилизации компонентов критичных к тепловому режиму.