В связи с открытием 1 сентября 1960 года специальности «Автомобильные дороги» на лесоинженерном факультете лесотехнического института была организована кафедра «Автомобильные дороги» во главе с Харченко Виктором Акимовичем. Через год кафедра разделилась на две: «Проектирование дорог» и «Строительство автодорог» - во главе с Долговым Александром Николаевичем.
В 1968 году обе кафедры были переведены в Воронежский инженерно-строительный институт, где и был организован автодорожный факультет. «Проектирование автодорог» и «Строительство автодорог» были объединены и заведующим кафедрой стал Лисов Валерий Михайлович.
В 1975 году вновь стало две кафедры «Проектирование автодорог» и «Строительство автодорог». Зав. кафедрой «Строительство автодорог» с 1975 года стал Самодуров Семен Иванович, который в этой должности работал до 1992 года. С февраля 1992 года зав. кафедрой «Строительство автодорог» был избран Подольский Владислав Петрович.
Помимо обеспечения учебного процесса ученые кафедры занимаются исследованиями по применению отходов черной металлургии, местных материалов в дорожном строительстве, геоматериалов для армирования покрытий, борьбе с зимней скользкостью, проблемами обеспечения экологической безопасности в дорожной отрасли, применение биотехнологий при очистке грунтов, загрязненных нефтепродуктами, исследование свойств модифицированных органических вяжущих.
На кафедре впервые был разработан курс лекций по «Дорожной экологии», организован Центр по обеспечению экологической безопасности в дорожной отрасли «Экодор-ЦЧСР». В декабре 1999 г. по инициативе кафедры был проведен в г. Воронеже Международный симпозиум «Дорожная экология XXI века», на котором присутствовало около 300 человек из различных стран содружества и дальнего зарубежья.
Вместе с автодорожной специальностью из лесотехнического института в 1968 году была переведена Отраслевая научно-исследовательская дорожная лаборатория, научным руководителем которой был Долгов Александр Николаевич. После его кончины научным руководителем лаборатории стал Самодуров Семен Иванович. За последние 30 лет кафедрой было подготовлено более 20 кандидатов технических наук, более 2000 инженеров-дорожников.