История университета

Историческая справка об образовании Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный технический университет»

17 марта 2016 года  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №224 произошла реорганизация ВГТУ и ВГАСУ в региональный опорный университет (путем присоединения ВГАСУ к ВГТУ).

 ВГТУ и ВГАСУ были созданы в разное время, в связи с чем возникает вопрос  - по дате организации какого из ВУЗов можно вести историю объединенного образовательного учреждения. С юридической точки зрения  - по дате основания ВГТУ (т.е. с 1956 года), т.к. ВГАСУ был присоединен к ВГТУ. Все это могло быть правомерно, если бы речь шла о вхождении в состав крупного ВУЗа более мелкого учреждения. В нашем случае были объединены равнозначные учебные заведения, для создания нового типа высшего учебного заведения (опорного ВУЗа) Центрально-Черноземного региона.

Общепринятая инструкция, по которой можно было бы считать дату основания учебных заведений, учреждений и т.п., отсутствует. Но, как правило, ученые руководствуются общепринятым утверждением о том, что населенный пункт должен считать дату своего основания по старейшему населенному пункту в его составе. Например, любой город может вести дату своего основания с момента появления первого стационарного поселения на данном месте (хутора, деревни и т.п.). При этом не имеет значение факт изменения названия и статуса населенного пункта. Руководствуюсь данной аналогией, мы будем измерять возраст учреждения по возрасту старейшего ВУЗа в его составе. По такому пути определения даты своего основания пошли Омский ГТУ и Костромской ГТУ. В нашем случае возраст объединенного учебного заведения может исчисляться по дате основания ВГАСУ. На основании документов мы можем утверждать, что в 1930 году  он был создан как опорный ВУЗ ЦЧО по подготовке инженерных кадров, кроме того являлся первым высшее техническое учебное заведение региона. Все эксперименты в организации учебного процесса в дальнейшем нашли отражение в организации целого ряда учебных заведений, причем не только Центрально-Черноземного региона.

Рассмотрим подробнее историю создания первого опорного ВУЗа Центрально-Черноземной области - ВГАСУ.

Центрально-Черноземная область в период с 1928 по 1934 гг. – это административно-территориальная единица РСФСР. В ее состав вошли территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний. Г. Воронеж стал областным центром. На момент создания ЦЧО  в регионе было только 2 высших учебных заведения: Воронежский университет и Воронежский сельскохозяйственный институт. В связи с начавшейся индустриализацией и масштабным строительством была значительная нехватка специалистов инженерного профиля, требовалось создание новых учебных заведений – Высших технических учебных заведений (ВТУЗов). Летом 1930 года решено было открыть Строительный ВТУЗ.

Попытки организовать подобное учреждение предпринимались и ранее. В 1920 году Среднее механико-технологическое училище имени Петра Великого [1] (открытое в 1908 г.) было преобразовано в техникум, в который могли поступать лица, имеющие знания в пределах школ II ступени (6-9 классов), и, пройдя 3-х летний курс по соответствующим отделениям выходили инженерами-специалистами в той или иной области техники. Студенты обучались на 4 отделениях: механическом, химико-технологическом, строительном, керамическом. Воронежский техникум по постановлению Главпрофобра был выделен в число ударных технических учебных заведения с соответствующим материально-техническим обеспечением студентов и профессуры. В 1921 году техникум был преобразован  в высшее учебное заведение нового типа – Практический политехнический институт, который давал лицам, окончившим его, звание инженеров широкой специальности с правом управления фабриками и заводами. Воронеж оказался в незначительном числе городов, в которых были открыты подобные учебные заведения. В 1921 году на трех факультетах института (строительном, электро-техническом, химическом) проходило обучение 193 студента [2]. Вскоре этому первому высшему техническому учебному заведению было присвоено имя Г.М. Кржижановского. К 1923 году число студентов достигло 347 человек. Но на тот момент выполнить задачу по подготовке специалистов широкого профиля оказалось не возможным ввиду отсутствия достаточного количества преподавателей и материально-технической базы. В конце 1923 года студенты Практического института были распределены по ВУЗам Москвы и Ленинграда, где они завершили полный курс, многие стали впоследствии видными организаторами производства и научными работниками. А институт был реорганизован в Индустриальный техникум. В нем были открыты три отделения: тракторное, теплотехническое и дорожно-строительное.



Среднее механико-техническое
училище имени Петра Великого



Здание ВИСИ, 1930-е гг.



Здание, в котором размещался
Политехнический практический институт

К концу 1920-х гг. начинается гигантский размах индустриализации страны, первые пятилетки поставили острую проблему подготовки инженерных кадров. Время требовало не только количества, но качество специалистов. В соответствии с решением ноябрьского пленума (1929 г.) 23 июня 1930 года было принято постановление ЦИК и СНК №40/237 "О реорганизации высших учебных заведений, техникум и рабфаков", в числе ряда учебных заведений решено было реорганизовать Воронежский индустриальный техникум в технический ВУЗ (№167) [3], а 26 июня 1930 года ВКП(б) ЦЧО прияли решение об открытии в Воронеже индустриального техникума нового строительного ВТУЗа (Высшего технического учебного заведения) [4]. Инициаторами реорганизации техникума в институт выступили преподаватели техникума (К.А. Жилинский, Е.Е. Дольский, А.И. Беликов, И.Н. Трунов  и др.), которых поддержали представители общественных организаций. 15 июня 1930 г. учебно-методическим сектором НКП был утвержден учебный план с 3-мя специальностями: конструкторским, промышленного и гражданского строительства при 2-х факультетах: общетехническом и специальном [5].

14 августа 1930 года в газете «Коммуна» было опубликовано постановление Президиума Облисполкома о реорганизации Воронежского индустриального техникума в мощный строительный ВТУЗ.

Первые месяцы институт находился в системе учебных заведений Стройобъединения при Совете Народного Хозяйства РСФСР. Сразу же при институте был создан техникум с 4-х годичным сроком обучения и курсы переквалификации техников-строителей в инженеров узкой специализации с 2-х годичным скором обучения. Институт вместе с техникумом и курсами повышения квалификации назывался Воронежский учебно-строительный комбинат (ВУСК) – некое подобие опорного образовательного учреждения для подготовки инженерных кадров [6]. На тот момент обучение проводилось лишь в вечернее время ввиду нехватки помещений.

 Все это зафиксировано в документах ВСНХ РСФСР:

  • Протоколом №1 совещания правления Росстоя ВСНХ РСФСР от 10 января 1931 года поручено сектору кадров Росстоя добиться через ВСНХ РСФСР утверждения института и взятия его на госбюджет. Согласно этого же протокола Воронежский строительный институт входил в состав Воронежского учебно-строительного комбината.

  • Согласно приказу ВСНХ РСФСР №51 от 24 января 1931 года в связи с прекращением деятельности Стройобъединения ВСНХ РСФСР  и выделении из его состава Росстоя и Росстойматериала, подтверждалось открытие в системе Росстоя института с количеством контингента 115 человек. Поручить сектору кадров проследить за дальнейшей судьбой всей деятельности института [7].

Необходимо было укрепить материально-техническую базу учебного заведения, поэтому в начале 1931 года на расширенном заседании Комитета по высшему образованию при ВЦИК СССР, проходившему под председательством Г.М. Кржижановского, было решено передать Воронежский учебно-строительный комбинат в ведение Гражданского Воздушного флота, который и должен был обеспечить институт материально-технической базой. 12 февраля 1931 года вышел приказ №139 Правления Всесоюзного объединения Гражданского Воздушного Флота, в котором объявлено о переходе в ведение «Гражданавиафлота» ВУСКа с количеством обучающихся в ВТУЗе – 115 человек, в техникуме – 325 человек [8]. Благодаря реорганизации уже в феврале 1931  года у института появилось свое здание на улице Чайковского и студенты перешли на дневное обучение с  двумя отделениями: аэродромостроения и наземные сооружения. В институте была введена военизированная система обучения, контингент преподавателей и студентов имел специальную форму ГВФ и составлял полк. ВУСК был переименован в Институт Гражданского воздушного флота [9]. Весной 1931 года развернулось строительство корпуса на ул. Верейкиса (сейчас ул. XX-летия Октября), которое завершилось в 1933 году. Постановлением СНК СССР от 11 мая 32 года  №621 Строительному ВТУЗу присвоено наименование «Воронежский инженерно-строительный институт» [10].  Воронежский инженерно-строительный институт был назван в титулярном списке Вузов, техникум и рабфков союзного подчинения под №3, в котором обучалось 175 студентов [11]. 25 марта 1933 года коллегия главного управления Гражданского Воздушного флота принимает решение о ликвидации Воронежского инженерно-строительного комбината. Требуется большая поддержка партийных и советских органов Центрально-Черноземной области и администрации института. В итоге Совет народных комиссаров 31 июля 1933 года принял решение передать институт в Народный комиссариат тяжелой промышленности (Приказ по Главному управлению Гражданского Воздушного флота от 15 августа 1933 года №471) [12].

11 марта 1939 года (постановление ЭКОСО №223) институт передается в ведение Народного комиссариата промышленности строительных материалов СССР (приказ НКПСМ СССР от 21 марта 1939 №44), с этого момента учебное заведение стало называться Воронежским инженерно-строительным институтом (ВИСИ) [13].

19 июня 1941 года решением Совета народных комиссаров от 19 июня 1941 года ВИСИ был реорганизован в Воронежский авиационный институт [14], который в октябре-декабре 1941 года эвакуировали в г. Ташкент [15].

По мере продвижения наших войск на Запад руководством Народного Камиссариата Авиационной промышленности было принято решение о ликвидации ВАИ. На его базе был открыт Ташкентский авиационный техникум. Для завершения обучения студенты старших курсов были переведены в Куйбышевский авиационный институт, туда же была направлена часть преподавателей. Основной контингент студентов и преподавателей был отправлен в Ленинград для возрождения Ленинградского института авиационного приборостроения (ЛИАП).  Туда же было вывезено часть оборудования и библиотека. Таким образом, на базе довоенного ВАИ били созданы ЛИАП, Ташкентский авиатехникум и существенно укрепился Куйбышевский авиационный институт [16].

Что касается нахождения института в Воронеже. Во время оккупации серьезно пострадало здание института, уцелело лишь левое крыло [17]. В августе 1943 года СНС СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» [18]. Вновь встал вопрос  о подготовке строительных кадров высшей квалификации. Поэтому, руководство Воронежской области принимает решение о возобновлении работы инженерно-строительного института. 4 мая 1944 года Постановлением СНК СССР №501 об открытии Воронежского инженерно-строительного института [19].

В конце 1930-х – начале 1940-х гг. лишь 2 ВУЗа готовили инженеров для промышленности: ВИСИ и Химико-технологический институт, а также отдельные факультеты госуниверситета. ВИСИ выпускал инженеров-строителей промышленного и гражданского строительства а также инженеров по проектированию и производству строительных деталей и конструкций на двух факультетах инженерно-строительном и инженерно-технологическом.



Фото выпускников Воронежского индустриального техникума

С первых лет своего существования институт неуклонно расширял свою материально-техническую и учебную базы (имелось 16 кафедр, 16 лабораторий, 9 кабинетов и учебных мастерских с новейшим оборудованием), укреплял ряды своего профессорско-преподавательского коллектива (из числа выпускников штат пополнялся штат преподавательского состава), укреплял связь с производством (участвовали в строительстве всех предприятий Воронежа и области) – все это позволило институту быстро расти и вскоре он превратился в крупный научно-методический центр. Не случайно в 1930-е гг. в институте был открыт Научно-Исследовательский Сектор (НИС), который возглавлял профессор Б.Т. Ив [20], а сам ВУАК попал в числе важнейших учебных заведений союзного подчинения [21].

Выводы:

Таким образом, созданное в 1930 году Высшее техническое заведение (в разные годы меняющий название: Строительный ВТУЗ – Воронежский учебно-строительный комбинат – Институт гражданского воздушного флота – Воронежский инженерно-строительный институт – Воронежский авиационный институт - Воронежский инженерно-строительный институт) изначально было создано как опорный технический ВУЗ для подготовки инженерных кадров, что решало важную задачу -  обеспечение страны и региона инженерными кадрами не только строительных специальностей, но и инженеров широкого профиля, в том числе авиастроителей. В первые два десятилетия своего существования институт значительное время находился в подчинении Гражданского Воздушного флота и Народного Комиссариата авиационной промышленности, а в самом институте обучение было военизированным. Материально-техническая и учебная база способствовали созданию на базе института научно-методического регионального центра. В дальнейшем на основе материально-технической базы института были созданы ЛИАП и Ташкентский авиатехнику, а также существенно укрепился Куйбышевский авиационный институт. Не случайно, в мае 1944 года, СНК принял решение о возобновлении работы ВИСИ, понимаю значимость данного учебного заведения. Причем возобновил работу не только институт, но техникум, который существовал при нем [22], а значит и в 1944 году институт продолжал выполнять функции опорного учебного заведения. Существование Авиационного института в Воронеже во многом предопределило организацию в 1956 году Политехнического, а спустя 60 лет  после этого произошло историческое объединение двух учебных заведений с единой предысторией. В 2016 году начался новый этап истории учебного заведения перешло в новый этап своей истории – Опорный технический университет, в некотором смысле вернувшись к изначальному стратегическому значению для региона.

Считаем, что на основании всего вышеизложенного можно считать датой основания Опорного университета дату открытия ВГАСУ, т.е. с июня 1930 года.

Справка подготовлена директором Музея инженерного дела

Медведевой М.В.

 

 

 

[1] ГАВО. Ф. Ф.1. Оп. 1. Д.15627; Ф. Р. 1. Оп.1. Д.10. Л. 37, 43, 46, 54; Ф.Р.1436. Оп.1. Д.41. Л.40.

[2]  К.А. Жилинский. Страницы прошлого// Строитель. – 1957. - № 34-35. – 7 ноября.

[3] ГАРФ. Ф. Р.5446. Оп. 11. Д. 2901 а.

[4] ГАВО Ф. Р. 1439. Оп.4. Д. 264. Л. 15, 16. Жилинский К.А. Дадим нашей родине лучших в мире специалистов// За технику. – 1935.  - №3. – 29 июня.

[5] Жилинский К.А.  Дадим нашей родине лучших в мире специалистов// За технику. – 1935.  - №3. – 29 июня.

[6] ГАВО. Ф. Р.1436. Оп.1.Д. 5. Л. 44; Характеристика состояния ВУСКа на 1 декабря 1931 г.// Архив Музея инженерного дела; Ю.М. Гетманов. В годы первых пятилеток// Строитель. – 1973. - №34. – 17 декабря.

[7] РГАЭ. Ф. 7749. Оп.1. д. 1. ЛЛ. 96-97.

[8] Гетманов Ю.М.  В годы первых пятилеток// Строитель. – 1973. - №34. – 17 декабря.

[9] ГАВО. Ф. Р.1439. Оп.1. Д.264. Л. 15-16; Жилински К.А. Дадим нашей родине лучших в мире специалистов// за технику. – 1935.  - №3. – 29 июня; Справка к 30-летию ВИСИ// Архив Музея инженерного дела; Из истории ВИСИ// Строитель – 1991.- №33-34

[10] Архивная справка об организации ВГАСУ// Архив Музея инженерного дела.

[11] ГАРФ. Ф. А374. Оп. 27. Д. 270. Л. 67.

[12] За механику. – 1934 – 27 октября; Жилинский. Дадим нашей родине лучших в мире специалистов// за технику. – 1935.  - №3. – 29 июня; Из истории ВИСИ// Строитель – 1991.- №33-34.

[13] ГАВО. Ф. Р.1436. Оп.1.Д. 5. Л. 44; Справка к 30-летию ВИСИ// Архив Музея инженерного дела; Жилинский К.А. Из истории института// Строитель - №23-24(150-151).- 1960.- 14 июня.

[14] ГАВО. Ф. Р.1436. Оп.1.Д. 15. Л. 1-7; Историческая справка о существовании инженерно-строительного института// Архив Музея инженерного дела.

[15]Справка к 30-летию ВИСИ// Архив Музея инженерного дела; Загуменная М.Г. ВИСИ в годы эвакуации// Строительство и недвижимость. – 2003. – №14(91).- 2-8. Апреля. – С.8. ГАВО. Ф. Р. 3. Оп. 1. Д. 3591. Л. 293.

[16] Справка к 30-летию ВИСИ// Архив Музея инженерного дела Куйбышевский авиационный институт: 1942-1992 гг. Очерки истории. – Самара, 1992. – С. 357; Из истории ВИСИ// Строитель. – 1996. – 18 июня; Загуменная М.Г. ВИСИ в годы эвакуации// Строительство и недвижимость. – 2003. – №14(91).- 2-8. Апреля. – С.8.

[17] ГАВО. Ф. Р.1440. Оп.90.Д. 194. Л. 101.

[18] ГАВО. Ф. Р.1440. Оп.88 .Д. 13. Л. 138.

[19] ГАВО. Ф. Р.1436. Оп.1.Д. 41. Лл. 1, 40 ; Справка «История ВИСИ» (1930-1946)// Архив музея инженерного дела; Выписка из книги приказов по Воронежскому инженерно-строительному институту// Архив музея инженерного дела.

[20] Жилинский К.А. Из истории института// Строитель - №23-24(150-151).- 1960.- 14 июня.

[21] ГАРФ. Ф. А374. Оп.1. Д.270. Л. 67.

[22] ГАВО. Ф. Р. 1436. Оп.1. Д. 41. Л. 40