Центрально-Черноземная область в период с 1928 по 1934 гг. – это административно-территориальная единица РСФСР. В ее состав вошли территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний. Город Воронеж стал областным центром. На момент создания ЦЧО в регионе было только 2 высших учебных заведения: Воронежский университет и Воронежский сельскохозяйственный институт. В связи с начавшейся индустриализацией и масштабным строительством была значительная нехватка специалистов инженерного профиля, требовалось создание новых учебных заведений – Высших технических учебных заведений (ВТУЗов). Летом 1930 г. было принято решение об открытии в Воронеже Строительного ВТУЗа.
Попытки организовать подобное учреждение предпринимались и ранее. Первое техническое учебное заведение было создано в Воронежской губернии в 1908 г. – среднее механико-техническое училище имени императора Петра Великого. Училище готовило техников, десятников. Получить свидетельство об окончании этого специального учебного заведения считалось у молодежи престижным. Его выпускники работали на воронежских и иных российских заводах и стройках. Директором – вплоть до 1917 г. – был инженер-технолог, действительный статский советник В.Ф. Данилов. Среди преподавателей были Х.П. Глонти (география, естественная история, химия) и В.А. Жданов (рисование); в должности врача состоял Н.В. Словцов.
В 1918 г. училище было реорганизовано, и в результате были образованы Воронежская профтехническая школа и Воронежский государственный механический техникум с четырехгодичным обучением. В свою очередь в 1920 г. Воронежский государственный механический техникум был преобразован в Воронежский практический институт, который пользовался всеми правами высшего учебного заведения и готовил специалистов узкого профиля, применительно к нуждам местной промышленности, в том числе строительного профиля. Ректором института был профессор А.В. Думанский. Студентам здесь читали лекции профессора Воронежского университета и Сельскохозяйственного института. Архитектурные и строительные науки преподавал Вячеслав Иванович Гайн. Среди тех, кто учился в институте, следует, прежде всего, назвать Александра Николаевича Аскоченского, ставшего позднее крупнейшим ученым-гидротехником, выдающегося архитектора Николая Владимировича Троицкого, математика (и отчасти поэта) Николая Александровича Романова.
В 1923 г. в связи с реорганизацией учебного заведения было принято решение о переводе студентов Практического института в Петроград, а роскошное здание, в котором он размещался, было отдано под техникумы. Их одновременно было несколько: индустриальный, промышленно-экономический, художественно-промышленный. Последний появился в 1922 г., в нем были прекрасные преподаватели – Александр Алексеевич Бучкури, Сергей Михайлович Романович, Василий Александрович Жданов, Николай Андреевич Кондрашин. В художественном техникуме устраивались вернисажи, сюда заглядывала интересующаяся искусством публика.
В 1923 г. в результате объединения Практического института и Механического техникума появился 1-й Государственный индустриальный техникум. В нем было открыто два отделения - механическое и строительное, имелись мастерские.