1 октября 1930 года во Дворце труда (проспект Революции, 29) прозвучала первая в истории ВУЗа лекция по строительному делу, которую прочел профессор К.А. Жилинский – крупный специалист в области строительства зданий, расчета оснований и фундаментов. Так был открыт Воронежский инженерно - строительный институт. Исполняющим обязанности директора института был назначен Н.Я. Фролов, ранее возглавлявший Первый Государственный индустриальный техникум. Однако в связи с длительной болезнью Николая Яковлевича, в скором времени директором института стал студент первого курса В.Н. Подпоринов. Это был зрелый человек, он принимал активное участие в гражданской войне и восстановлении народного хозяйства. Деликатный в отношениях с людьми, он требовал, чтобы преподаватели не делали ему на экзаменах никаких поблажек, ставили объективные оценки. Василий Николаевич учился в институте и возглавлял его до 1934 года, а затем был назначен начальником Киевского института инженеров гражданской авиации.
После ухода В.Н. Подпоринова институт последовательно возглавляли М.Н. Некрасов (1933-1934 гг.), Крапивный А.В.(1934-1935гг.), Черкасов Г.Ф.(1935-1937гг.), Смирнов С.Ф.(1938-1941 гг.).
19 июня 1941 года ВИСИ был реорганизован в институт авиационной промышленности (ВАИ). Директором ВАИ был назначен главный технолог Воронежского авиамоторного завода Н.И. Адерихин (1941-1944 гг.), а зам. директором по учебной и научной работе стал профессор Н.Я. Фабрикант, прибывший из Москвы.
Спустя несколько месяцев авиационный институт вместе с научным оборудованием был эвакуирован в г. Ташкент.
В 1944 году институт вернулся в Воронеж, вновь получив статус инженерно-строительного. Директором института был назначен, бывший выпускник ВИСИ В.Н. Казаков, возглавлявший его до 1955 года. Вячеслав Николаевич приложил много сил, для восстановления института. Он выходил из самых затруднительных ситуаций, одновременно умел найти подход и к преподавателям, и к студентам, и к рабочим.