« …Стоял апрель 1943 года. При передислокации с третьего Украинского фронта в район Курской дуги мне довелось несколько часов пробыть в Воронеже.
Город являл печальное зрелище. Почти ни одного уцелевшего дома. Промышленные здания и сооружения, транспорт, школы, больницы, театры и жилые дома – всё было до основания сожжено и разрушено немецкими захватчиками.
Всюду кипела работа пиротехников по разминированию полуразрушенных зданий. Народа в городе было ещё совсем мало, но начало восстановительных работ уже чувствовалось повсюду. Улицы и тротуары расчищались от обломков и мусора. После остервенелых бомбежек на линии Купянск – Лиски в Воронеже можно было передохнуть от этого кошмара. На Воронеж уже налёт прекратились, так как нечего было бомбить.
Из-за неготовности железнодорожных путей за городом Льговом наше спецформирование вынуждено было некоторое время задержаться в Стрелицах Воронежской области. Самым большим хозяйством в Стрелицах был карьер по добыче огнеупорной глины. Но это хозяйство было полностью уничтожено немцами. Возвратившиеся из эвакуации работники карьера обратились к нам за помощью в восстановлении разрушенного хозяйства. Ни людей, ни оборудования у них для этих целей не было. У нас было и то, и другое.
За короткий срок мы восстановили им линию электропередачи высокого напряжения и рудовозную эстакаду. Когда мы поехали к линии фронта, в карьере уже были начаты работы по его эксплуатации. Но вот отгремели последние победные залпы Великой Отечественной войны. Враг был разгромлен. Гитлеровская Германия капитулировала. Весь советский народ с большим подъёмом и энтузиазмом взялся за восстановление городом и сёл, разрушенных войной.
В наиболее тяжелом состоянии оказалось железнодорожное хозяйство и прежде всего мосты, потому что разрушались железные дороги полностью, можно сказать «капитально», а восстановление было краткосрочное или, точнее называя, временное.
Я с вверенным мне восстановительным мостопоездом был направлен на капитальное восстановление железнодорожных мостов через реку Дон у Лисок. Эти мосты имели огромное значение для всех восстановительных работ, в том числе и всего хозяйства Воронежской области, так как они связывали четыре главных направления: Восток – Запад и Юг – Север. В смысле восстановления объект представлял исключительную сложность, но зато был хорошо знаком: в начале 1943 года пришлось участвовать во временном восстановлении параллельного старого моста.
Мосты были капитально восстановлены без перерыва движения и сданы правительственной комиссии с оценкой «отлично».
В этот же период нами была оказано помощь в восстановлении хозяйства лискинской пристани.
Будучи в течение одиннадцати лет главным инженером Воронежского мостового завода, мне приходилось принимать непосредственное участие в восстановлении Воронежа.
Большая работа была проделана по восстановлению городского транспорта, прежде всего трамвайного хозяйства. По укладке путей по улице 20-летия Октября, Кольцовской, Димитрова, Октябрьскому проспекту и на других участках города.
Для восстановления осветительной сети города было изготовлено большое количество светильников. В районе Чернавского моста мы построили понтонный мост, позволивший произвести ремонт старого моста. Оказано помощь в восстановлении университетской библиотеки.
Большой вклад коллектив мостозавода внёс в строительство музыкального театра. Мы помогали восстанавливать заводы им. Тельмана, им. Дзержинского, им. Кирова, «Электросигнал». Для телецентра города была изготовлена телевизионная башня весом 80 тонн.
Хорош и красив стал наш родной город! Приятно видеть и сознавать, что титанический труд воронежцев не пропал даром».