Сергей Иванович Голукович – командир 7-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 7-й гвардейской армии Степного фронта, подполковник. После выхода в отставку работал на военной кафедре ВИСИ.
Родился 7 июля 1907 г. на станции Яблоновая (в настоящее время посёлок городского типа Яблоново Читинского района Читинской области) в семье служащего. Окончил 7 классов. Работал матросом Амурского речного пароходства в г. Благовещенске. В 1929 г. был призван в ряды Красной армии. В 1932 г. окончил Ленинградское военно-инженерное училище имени Жданова. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. С 1941 г. принимал участие в боях на фронтах Великой Отечественной войны, особо отличился в сентябре 1943 г. при форсировании реки Днепр, обеспечивая четкую, бесперебойную переправу войск фронта в районе села Бородаевка Верхнеднепровского района Днепропетровской области Украины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Голуковичу Сергею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1331).
После войны С.И. Голукович продолжал службу в армии. С 1959 г. полковник Голукович был в запасе. Жил в Воронеже, работал в Воронежском строительном тресте, Воронежском инженерно-строительном институте (преподавателем военной кафедры). Умер 25 октября 1989 г.
Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
На доме в Воронеже, где жил Герой (ул. 25 октября, 48), установлена мемориальная доска (2005 г.).
В Музее инженерного дела ВГТУ сохранилось воспоминание Сергея Ивановича:
«Довелось мне свою тридцатилетнюю службу в армии закончить в качестве преподавателя военной кафедры ВИСИ. И всегда на уроках, да и на встречах со студентами, кроме программных тем…, мне вспоминались сверстники нынешней молодежи, с которыми сводила военная служба…
В 1939 году в нашем отдельном понтонно-мостовом батальоне во время финской компании, впервые среди понтонеров всей армии звание Героя Советского Союза было присвоено командиру взвода Павлику Усову и шоферу Володе Артюхову. Про Усова очерк в газете написал Константин Симонов, а Александр Твардовский написал балладу о ленинградском шофере Артюхове, вот завершающие ее строчки:
…- Чтоб не страшно было
- Страшно – говорит.
-Страшно, только нужно…
И об этом смолк
Служба – это служба,
Подвиг – это долг…
В годы Великой Отечественной войны мне выпала честь командовать этим батальоном с первых дней войны до выхода наших войск к государственной границе в 1944 году. Многих в батальоне вспоминаю с благодарностью и восхищением. Среди них сержант Коля Гурский, проявивший удивительную техническую выдумку и находчивость. Он восстановил и реконструировал в полевых условиях навесные заборные моторы, которые после многих переправ вышли из строя и специалисты-инженеры называли их «брухтой», т.е. бросовыми и не подходящими. В четыре раза быстрее, чем на веслах, на этих моторах шли десантные понтоны и паромы при форсировании Днепра…
Помню всех 12 Героев Советского Союза нашего батальона, помню еще многих и многих. Среди них Степан Богомолов, спасший тонущего седого полковника, на груди которого был орден Красной Звезды еще с Гражданской войны…
Вспоминая своих однополчан – верных сынов и солдат Родины – я всегда с надеждой смотрю на сегодняшнюю молодежь, надеюсь и верю, что она будет также верна нашей Отчизне, также самоотверженна и героична…».