Дорога к Победе: из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Ю.В. Кузнецова

18 мая 2020 Поделиться  
Официальные новости Дорога к Победе Музей инженерного дела

Продолжая рубрику «Дорога к Победе», посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы начинаем цикл публикаций отрывков из воспоминаний преподавателей и сотрудников вуза, сражавшихся на фронте и самоотверженно трудившихся в тылу.

Юрий Васильевич Кузнецов – полковник, ветеран Великой Отечественной войны. Воевал на Северо-Западном фронте с 15 июня 1942 по 9 мая 1945 года. Награжден 12 медалями. В ВИСИ работал руководителем студенческого конструкторского бюро. В фондах Музея инженерного дела ВГТУ сохранились воспоминания Ильи Константиновича о войне:

«В августе 1942 года мне вместе с группой товарищей из 423-го истребительного авиационного полка, в котором я служил с июня 1942 года, было приказано перегнать истребители Як-1 в часть, дислокация которой была нам неизвестна. Известно было лишь то, что эта часть находится на Сталинградском фронте. В то время фашистская авиация имела превосходство в воздухе. Все аэродромы и посадочные площадки вокруг Сталинграда, как по правому, так и по левому берегу Волги, были блокированы опытными немецкими асами. Многие из моих коллег в то время стали жертвами этой воздушной блокады.

На пяти или шести разных площадках и аэродромах пришлось нам произвести посадку в поисках нужного полка. Но вот, наконец, определилось, что наш адресат – на аэродроме Красноармейское (южная окраина Сталинграда, на правобережной части Волги), что на западной границе аэродрома проходит линия фронта. Полоса и условия погоды вынуждали заход на посадку выполнять с запада на восток, то есть через линию фронта, а это очень опасно. Тогда мы решили на посадку заходить с бреющего полета. И хотя нас очень усердно обстреливали с земли из всех видов стрелкового оружия, а пули жужжали, как пчелы, все мы сели благополучно. Конечно, дело не обошлось без пробоин отдельных частей самолета, но серьезных повреждений ни один самолет не получил. После приземления мы тут же скрывались в капониры, а сами буквально выбрасывались из кабины самолета на землю и по ходам сообщения уходили на КП полка. Там нас встретил командир полка. Помнится, что фамилия его Капустин, по званию майор. Буквально со слезами радости благодарил он нас, что мы пригнали в его полк боевые машины. В жарких боях, которые велись всё это время в полку остались буквально считанные единицы самолетов. В знак благодарности командир пригласил нас переночевать у себя на КП. Перед сном почаевничали. По-отцовски обласкал нас командир и уложил всех спать. Спали прямо на полу землянки, вповал. Это было 21 августа 1942 года. А рано утром была объявлена боевая тревога. В голубом, безоблачном небе Сталинграда с разных направлений и на разных высотах, с временными интервалами начали появляться многочисленные группы бомбардировщиков под прикрытием истребителей.

Наши Яки стремительно понеслись наперерез большой группе стервятников, идущих с юго-запада, и врезались в гущу бомбардировщиков. Появились первые горящие факелы, сопровождающиеся взрывами в воздухе. Но истребители прикрытия связали боем наших Яков. Завязался жаркий воздушный бой. Но вот один из наших вдруг крутым пикированием начал выход из боя. Вот он выпустил шасси и направил нос своего ястребка прямо в центр аэродрома. Но это, видимо, заметил Ме-109. Тут же, в одно мгновение, поворотом, спикировал на круто планирующий Як и с дистанции 25-30 метров открыл по нему огонь. Як перешел в отвесное пике и в 50-100 метрах от окопа, на поле своего аэродрома, взорвался. Мы с товарищем бросились к этому месту. Нас опередили двое бойцов-пехотинцев, занимавшие боевые позиции в этих окопах, которые доложили, что им удалось в остатках одежды (в кармане гимнастерки) спасти от огня два документа – партийный билет и солдатскую книжку. Это всё, что осталось от командира полка, дорогого нам человека, чуткого и отзывчивого товарища. Дорого заплатили фашисты за смерть боевого командира: несмотря на подавляющее численное превосходство противника, около 10 Мессершмиттов было сбито, а группа бомбардировщиков не могла прицельно отбомбиться.

Спустя считанные минуты после этого трагического события нам предстояло через город, по которому с нарастающей яростью продолжали наноситься бомбовые удары сотен самолетов, пробираться к Волге. Шел ожесточенный артиллерийский обстрел. Шум моторов, взрывы бомб, леденящий душу вой проносившихся над головой снарядов, исчезающие буквально на глазах огромные здания, заводские корпуса… Конечно же, при этом гибли человеческие жизни.

После многократных попыток перебраться через «горящую» Волгу, когда мы оказались на острове, вместо города, вытянувшегося на десятки километров вдоль высокого правого берега, можно было увидеть огромное пожарище. Высоченные столбы дыма и огня. Всё, что создавалось годами усилием многих тысяч и тысяч людей, в считанные минуты превратилось в пепел. Нельзя без слез смотреть было на это полотно! То, что довелось увидеть в те тяжелые минуты, не забыть никогда.

В связи с этим мои пожелания молодежи института: мир завоеван, но завоеван слишком дорогой ценой. Берегите мир и делайте для этого всё, что в ваших силах».