Востребованность образовательных программ ВГТУ (период исследования с 2.09.2018 по 1.04.2019)

7 мая 2019 Поделиться  
Объявления Управление качества образования

ВГТУ как опорный вуз региона – один из ключевых участников решения проблемы подготовки специалистов, приобретающей особое значение в связи с утверждением Правительством России в феврале 2019 года «Стратегии пространственного развития России до 2025 года», в соответствии с которой новое экономическое деление страны включает 12 макрорегионов, в числе которых Центрально-Черноземный макрорегион (далее ЦЧМР). Программы развития макрорегионов ориентированы на экономическую специфику и инфраструктурное развитие. С целью оценки востребованности основных образовательных программ, реализуемых в ВГТУ, управлением качества образования проводится онлайн-анкетирование потенциальных абитуриентов. Анкета размещена на Web-сайте университета по адресу http://cchgeu.ru/press/polls/?VOTE_ID=7. Исследования ведутся с 2017 года. Анонимность онлайн-опроса, неограниченность времени, затраченного на ответы, позволяют допустить высокую степень достоверности получаемых ответов. Более 1100 анкет, полученных в рамках приемной кампании 2017-2018 годов, намного превысило объем репрезентативной выборки респондентов, достаточный для получения обобщенного результата востребованности образовательных программ и ожиданий абитуриентами качества образования в период обучения по избранным направлениям. Таким образом, активное участие абитуриентов в онлайн-анкетировании можно считать социальным заказом на образование по направлениям, реализуемым в ВГТУ. 

С 2.09.2018 по 1.04.2019 в онлайн-опросе приняли участие 242 человек, из них 238 – абитуриенты образовательных программ бакалавриата, специалитета и СПО, 3 человека хотят продолжить образование по магистерским образовательным программам. Принимая за объем генеральной совокупности исследования численный итог приема в ВГТУ на 31.08.2018 (3728 человек на формах обучения бакалавриат, специалитет и СПО), при доверительной вероятности (точности) ответов 95 % указанное число участников онлайн-анкетирования обеспечивает репрезентативность выборки «бакалавры – специалисты – СПО» с погрешностью 6 %.
По итогам голосования в период с 2.09.2018 по 1.04.2019 52,1 % участников опроса – жители Воронежского региона, среди них 31,9 % – воронежцы, 20,2 % - жители области. 18,5 % проголосовавших проживают в областях Центрально-Черноземного макрорегиона (помимо Воронежской области), из них 7,6 % живут в Липецкой области, 8,4 % - в Белгородской, жители Тамбова – 1,7 %, Курска – 0,8 %. 24,4 % абитуриентов – представители других регионов РФ: Южного Федерального округа (ФО) – 5,9 %, Северо-Кавказского ФО – 2,5 %, Приволжского ФО – 2,1 %, Центрального ФО – 1,7 %, Уральского ФО – 0,8 %, Сибирского ФО – 0,4 %, Дальне-Восточного ФО – 0,4 %, Северо-Западного ФО – 0,4 %. 9,7 % абитуриентов не обозначили регион проживания. 5,0 % участников онлайн-опроса – граждане иных государств, бывших республик СССР (Казахстан, Туркменистан, Донбасс, Приднестровье). 

Лидирует в рейтинге популярности образовательных программ факультет архитектуры и градостроительства (ФАГ) – 21,5 % абитуриентов рассматривают перспективу обучения в ВГТУ. 19,7 % абитуриентов хотели бы приобрести профессию на факультете информационных технологий и компьютерной безопасности (ФИТКБ). Строительный факультет (СФ) выбрали 17,2 % участников онлайн-анкетирования, факультет экономики, менеджмента и информационных технологий (ФЭМИТ) – 14,3 %. 11,8 % абитуриентов выбирают строительно-технологический факультет (СТФ). Выбор 9,7 % абитуриентов – факультет радиотехники и электроники (ФРТЭ), 9,2 % – факультет инженерных систем и сооружений (ФИСиС), 8,8 % абитуриентов выбрали факультет машиностроения и аэрокосмической техники (ФМАТ). Предполагают обучение на факультете энергетики и систем управления (ФЭСУ) – 8,0 % абитуриентов, дорожно-транспортном факультете (ДТФ) – 6,3 %. Значительный приток абитуриентов, выбирающих образовательные программы ВГТУ, отмечен на факультете среднего специального образования (ФСПО) – 4,6 %. Направления образования инженерно-экономического факультета (ИЭФ) предпочли 3,8 % абитуриентов, естественно-технического колледжа (ЕТК) – 3,8 % (Таблица 1).
Доля абитуриентов, еще не сделавших окончательный выбор факультета – 16,8 %. Среди не определившихся окончательно с выбором образовательной программы 47,5 % живут в Воронежском регионе, 27,5 % – жители ЦЧМР, 25 % – жители других регионов РФ. 

Доля абитуриентов, рассматривающих университет в числе других вузов – 11,8 %. Среди абитуриентов, которые могут «уйти» в другие вузы, 53,6 % (на 11,4 % менее, чем на I этапе исследования) живут в Воронежском регионе, 17,9 % – жители ЦЧМР, 21,4 % – жители других регионов РФ, 7,1 % – жители иных стран.
Абитуриенты факультетов технического блока делают более взвешенный выбор, свидетельствующий о высоком уровне подготовки и заинтересованности в избранной профессии: факультеты ФИТКБ, ФМАТ, ФРТЭ, ФЭСУ, ЕТК абитуриенты, как правило, выбирают безальтернативно. В строительном блоке чаще других безальтернативно выбираются ФАГ, СФ, ФЭМИТ.

Итоги голосования показывают различные подходы жителей разных регионов РФ и абитуриентов-иностранцев к выбору направлений образования. К примеру, 41,7 % иностранцев и 31,8 % жителей ЦЧМР предпочитают профессии, дающие право работать в отраслях промышленности. Строительные профессии почти одинаково привлекательны для 31,6 % жителей Воронежа, 31,3 % – Воронежской области и 31,8 % – ЦЧМР. Информационные технологии – желаемая профессия для 50,0 % иностранцев. Архитектуру хотели бы изучить по 25,0 % жителей Воронежской области и других областей РФ. Предпочтения абитуриентов, сгруппированные по условным блокам профессий, представлены в Таблице 2

Основными источником информации об образовательных программах ВГТУ 65,1 % абитуриентов называют Web-сайт университета. 27,7 % абитуриентов первоначальную информацию об университете почерпнули из рекламных источников Интернет, к примеру, «Яндекс – Атлас вузов», «Учеба.ру», «Russia study». 24,4 % абитуриентов использовали первичные сведения, полученные от друзей – студентов университета (степень доверия к сведениям друзей выросла на 2,2 % по сравнению с I этапом), 10,1 % – от родителей (родственников), выпускников университета прежних лет. 17,2 % респондентов получили основную информацию во время проведения «дня открытых дверей», 10,9 % – в школе (техникуме/лицее/колледже и др.). Лишь 1,7 % абитуриентов первичные сведения о вузе получили из рекламных источников, размещенных в транспорте, общественных местах, на страницах рекламных буклетов, 1,7 % – по ТВ. 

Главным в выборе профессии для абитуриентов остается критерий «востребованность профессий и перспективы трудоустройства» – 81,5 % абитуриентов хотят иметь надежное будущее. Высокое качество получаемых знаний является определяющим критерием при выборе образовательной программы для 65,7 % участников онлайн-опроса, при этом требования абитуриентов к качеству получаемых знаний снизились на 11,4 % по сравнению с начальным этапом исследования. 

Возможность учиться на бюджетной основе важна для 68,1 % абитуриентов. Освоить образовательные программы ВГТУ с целью продолжения образования в выбранной сфере хотят 25,2 % абитуриентов. Понизился рейтинг критерия «престиж вуза», только 18,9 % абитуриентов придают этому значение при выборе места обучения. Удобное месторасположение вуза при выборе образовательной организации важно для 11,8 % абитуриентов (все они проживают вне Воронежа). Советом родителей при выборе вуза руководствуются 5,0 % абитуриентов, друзей – только 1,3 %, несмотря на то, что 24,4 % абитуриентов сообщают о получении первоначальных сведений об университете именно от друзей, обучающихся в ВГТУ. Поступить «куда получится» рассчитывают 4,6 % абитуриентов, предположительно, не уверенных в уровне своих знаний. Выразили доверие убедительной рекламе как способу декларирования образовательных программ университета 0,8 % абитуриентов.

Различны мотивы выбора профессии. 82,8 % абитуриентов в выборе профессии руководствуются собственным интересом к выбираемой образовательной программе. 17,2 % абитуриентов не обозначают свой интерес к выбираемой профессии, рассматривают одновременно несколько профессий, руководствуясь только их актуальностью, престижностью или практической полезностью с точки зрения реализации жизненных перспектив. 62,2 % абитуриентов выбирают актуальную, по их мнению, профессию. Престиж профессии является определяющим фактором в выборе для 31,1 % абитуриентов. 44,1 % абитуриентов связывают выбор профессии с реализацией жизненных перспектив. Выбор абитуриентами факультетов в соответствии с характеризующими реализуемые направления образования критериями представлен в Таблице 3.

12,6 % абитуриентов учатся или работают и хотели бы продолжить образование или получить вторую профессию в избранной сфере, среди них – желающие учиться на факультетах, реализующих направления образования, связанные с информационными технологиями, строительством, аэрокосмическими технологиями, электроникой, архитектурой. 8,0 % абитуриентов учатся в профильном классе. 3,8 % абитуриентов поддерживают семейную профессиональную традицию (экономисты, строители, специалисты в авиастроении). 

Наибольшее число – 82,4 % участников онлайн-голосования – считают важнейшим критерием качества образования получение профессиональных практических навыков, 78,6 % - высокий уровень преподавания. По сравнению с предыдущим годом, когда на протяжении почти всего периода исследования критерии «высокий уровень преподавания» и «получение профессиональных практических навыков» были для абитуриентов одинаково важными характеристиками качества образования, с самого начала текущего исследования со значительным перевесом в 3,8-7,6 % на разных этапах лидирует критерий «получение профессиональных практических навыков». При этом 30,7 % участников онлайн-опроса хотели бы получить профессиональные теоретические знания и практические навыки с использованием современной учебно-лабораторной базы. 29,0 % полагают неотъемлемым положительным признаком качества образования интересную культурную жизнь и участие в культурных мероприятиях университета. 24,8 % абитуриентов включают в понятие комфортной среды обучения возможность проживания в общежитии. 21,0 % ответивших хотели бы обучаться по дополнительным программам образования. 16,4 % абитуриентов высоко ценят спортивную инфраструктуру университета и хотели бы быть участниками спортивных мероприятий. 11,3 % участников опроса хотели бы повысить качество образовательной среды возможностью участия в интересных мероприятиях во время каникул, в том числе экскурсионных поездках.

Скачать материалы:

  Таблица 1.JPG
  Таблица 2.JPG
  Таблица 3.JPG