Специалитет
Очная 5,5 лет
Обучение ведется на русском языке
Бюджетные и контрактные места
Государственная аккредитация бессрочно
Cпециальность «Радиоэлектронные системы и комплексы»
Часто абитуриенты и студенты младших курсов задают один и тот же вопрос «А чему нас будут учить? Кем я буду по окончании ВУЗа?». Действительно, в ярких картинках и броских фразах рекламных буклетов не всегда видна сущность будущей профессии выпускника. Давайте разберемся, как собственно разрабатывается и внедряется в производство радиоэлектронная аппаратура.
Основными действующими лицами здесь являются две квалификации: инженер-радиотехник (электроник, схемотехник) и инженер-конструктор. Они трудятся над одним и тем же проектом, однако подходы у них принципиально разные. В их совместном сотрудничестве и, зачастую, противостоянии, в муках, рождается новое поколение техники связи. Можно сказать, что они являются противоборствующими силами, теми самыми «инь» и «янь» творческого процесса, определяющими все направление технического прогресса. В чем же заключается их сотрудничество?
Любой проект начинается с того, что заказчик представляет техническое задание на проект. В нем указываются наиболее важные технические параметры и особенности эксплуатации будущей техники связи.
Первым к работе приступает инженер-радиотехник. Он проводит предварительные расчеты и предлагает общую структурную схему будущего устройства, где указаны основные блоки, их соединения и функциональные требования. Далее, инженер-радиотехник разрабатывает принципиальную электрическую схему каждого блока. Это тяжелый и трудоемкий творческий процесс, требующий глубоких теоретических знаний, опыта предыдущих разработок и технической смекалки. Применение современной вычислительной техники несколько облегчают работу инженера-радиотехника, однако личный творческий вклад разработчика все равно является основным, определяющим успешность будущей аппаратуры. Результатом первого этапа является разработка принципиальной электрической схемы, где указаны все радиодетали (микросхемы, транзисторы, конденсаторы, резисторы и.т.д.) будущей аппаратуры, их параметры и соединения.
Далее в работу включается инженер – конструктор, который пытается реализовать в «железе» схему инженера-радиотехника. Он разрабатывает топологию печатной платы устройства (то есть определяет, в каком месте платы будут установлены радиодетали и как они будут между собой соединены), а также чертит конструкцию внешнего корпуса. На этом этапе инженер-конструктор широко применяет современные программные пакеты систем автоматического проектирования, однако его возможности не безграничны. Проектируемая аппаратура связи должна соответствовать жестким требованиям государственных отраслевых стандартов (ГОСТ), определяющим безопасность и надежность будущей техники. На этом этапе часто возникают противоречия между инженером-радиотехником и инженером-конструктором, когда конструктор требует изменения электрической схемы для соответствия требованиям ГОСТа, а радиоинженер протестует, поскольку изменения в схеме могут снизить характеристики аппаратуры.
В ходе такого противостояния рождается «истина»- пакет конструкторской документации, который переходит в отдел опытного производства, где и осуществляют выпуск первых опытных экземпляров аппаратуры. Следует отметить, что процесс выпуска новой аппаратуры неизбежно связан с многочисленными проблемами, поскольку выявляются совершенно неожиданные ошибки и неточности конструкции аппаратуры. На протяжении всего этого этапа инженер-радиотехник и инженер-конструктор вместе с инженерами опытного производства оперативно устраняют проблемы и вносят изменения в конструкцию. Инженер-радиотехник работает с измерительной техникой (осциллографом, вольтметром, анализатором спектра и.т.д) контролируя электрические параметры аппаратуры, а инженер-конструктор контролирует технологические процессы сборки изделия (изготовление платы, ее монтаж и пайка, покрытие защитным лаком и т.д.)
И вот, наконец, первая партия аппаратуры выпущена. Она проходит ряд испытаний: механическую прочность изделия проверяют на вибростендах, надежность работы в различных метеоусловиях проверяют в камерах тепла, холода и влаги, а устойчивость к внешним электромагнитным воздействиям в специальных экранированных камерах. Выявленные недостатки оперативно устраняются и вносятся в конструкторскую документацию. Затем опытную партию отправляют заказчику, где проводят ее испытания в реальных условиях. По результатам тестирования составляется рекламация (отзыв) о работе изделия, что позволяет устранить замечания в следующем поколении аппаратуры.
Однако прогресс не стоит на месте. Все большую роль в технике связи начинают играть информационные технологии. Действительно, если раньше профессиональная радиостанция представляла собой весьма громоздкий и тяжелый ящик, то сейчас подобная станция вполне может уместиться в ладони человека. Причины такой радикальной минимизации кроются в применении новой элементной базы (бескорпусных транзисторов, конденсаторов, резисторов, специализированных микросхем) и, в первую очередь, массовым применением специальных микропроцессоров.
Ярким примером внедрения новых технологий в технику связи является SDR – радиоприемники (Software-defined radio (анг.), перевод «Программно определяемая радиосистема»). Классические профессиональные радиоприемники, помимо радиотракта, необходимого для фильтрации и усиления сигнала, должны содержать комплект фильтров и демодуляторов приема различных видов модуляции. В SDR приемниках аналоговым остается только радио тракт, все остальные операции выполняются в цифровом виде специальным микропроцессором. В результате значительно снижается масса и размеры приемника, а также появились новые, уникальные возможности. функциональные возможности приемника. Например, функциональные параметры приемника могут быть оперативно изменены простой «перепрошивкой» микропроцессора.
В заключение обзора необходимо отметить, что специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы» является по своему уникальной, поскольку достаточный объем учебных часов квалификации «инженер» (5,5 лет обучения) позволяет изучить особенности профессии, как инженера-радиотехника, так и инженера-конструктора. Кроме того, студенты получают необходимые знания и навыки программирования, в том числе и специальных микропроцессорных устройств.
Насколько это важно? Ведь есть другие специальности (например «Компьютерная безопасность»), где программированию уделяется центральное место? Да, специалисты такого уровня смогут написать программу для персонального компьютера, настроить и контролировать работу компьютерных сетей. Однако они не смогут рассчитать, разработать и запрограммировать радиотехническое устройство, поскольку не изучают схемотехнику, не знают особенности работы радиоситем связи и программирования микропроцессорных систем специального назначения.
Следует отметить, что существующее разделение на инженера-радиотехника, конструктора и программиста достаточно условно, поскольку наиболее успешными являются разработчики, обладающие знаниями по всем трем специальностям!
Именно специальность «Радиоэлектронные системы и комплексы» дает возможность получения такого универсального образования, быть всегда успешным и востребованным при любой ситуации на рынке труда!
Радиоэлектронные системы и комплексы (РЭСиК) - это разнофункциональные ансамбли техники, решающие задачи связи, обмена информацией, локации, навигации, пеленгации, радиоэлектронной борьбы.
Специальность РЭСиК ориентирована на подготовку инженеров широчайшего кругозора, глубоких научных и технических знаний. Учебный цикл специальности содержит базовую (обязательную), установленную вузом и вариативную часть (специализацию): Радиоэлектронные системы передачи информации.
Базовая часть включает всю "радиотехнику", в том числе общепрофессиональные дисциплины такие, как:
Основы компьютерного проектирования и моделирования радиоэлектронных средств;
Схемотехника аналоговых электронных устройств;
Цифровая обработка сигналов;
Устройства приема и преобразования сигналов;
Информационные технологии;
Электроника;
Электродинамика и распространение радиоволн, основы теории цепей, цепи и сигналы;
Цифровые устройства и микропроцессоры;
Устройства генерирования и формирования сигналов.
В то же время базовая часть дополнена системными дисциплинами:
Основы теории радиолокационных систем;
Основы теории радионавигационных систем;
Основы теории радиопеленгационных систем;
Основы теории систем радиоуправления;
Основы теории передачи информации;
Основы радиоэлектронной борьбы.
Трудоустройство:
Выпускники востребованы на многочисленных предприятиях радиотехнического профиля.
Ознакомительную и производственную практику студенты проходят на крупных предприятиях города и области:
предприятия Госкорпорации Ростех, в том числе АО «Концерн«Созвездие», АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ); Предприятия радиоэлектронного кластера Воронежской области (более 16 организаций)(АО «Электросигнал»; ООО «АЕДОН»; АО «ВЦКБ «Полюс»; ЗАО ВЗПП «Микрон»; АО «Вега»; АО «Корпорация «РИФ»; ВЗПП-С; НИИ электронной техники АО «НИИЭТ» и др.); Международные исследовательские центры фирм «Huawei», «Intel», «Samsung», «Nokia»; ЦентрТелеком, Ростелеком; Операторы мобильной связи «Билайн», «Мегафон», МТС, Частные предприятия радиоэлектронного профиля.
Распределение выпускников также осуществляется: Вооруженные силы РФ; Федеральная служба войск национальной гвардии РФ; Федеральная служба безопасности РФ. В таких структурах деятельность выпускников также связана с радиотехникой и электроникой.
На кафедре работают высококвалифицированные преподаватели – доктора и кандидаты наук. Профессорско-преподавательский состав кафедры включает 6 профессоров, докторов наук, 8 доцентов, кандидатов наук.
Контакты: 394066, г. Воронеж, Московский проспект 179, аудитория 231.
(3-ий учебный корпус ФГБОУ ВО «ВГТУ»)
Телефон: +7(473)243-77-29; 8-910-341-26-15
E-mail: faddey52@mail.ru
Группа в ВК: https://vk.com/vgtureus