Становление и развитие Воронежского архитектурно-строительного университета – это определенная эпоха не только в жизни его коллектива, но и в истории российской высшей школы. Возникнув как Воронежский инженерно-строительный институт, получив впоследствии название «Воронежская архитектурно-строительная академия», а затем и «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», вуз в настоящий момент входит в состав Воронежского опорного университета (ВГТУ).
Воронежский инженерно-строительный институт создавался как опорный вуз Центрально-Черноземной области и являлся первым высшим техническим учебным заведением региона. За свои 90 лет ВГАСУ прошел несколько этапов развития. Содержание каждого этапа определялось историческим и социально-экономическим состоянием общества, целями и задачами, решаемыми государством, местными органами власти и коллективом вуза. С момента своего создания ему пришлось преодолеть много трудностей, которые были связаны со сложной обстановкой 1930-х годов, лихолетьем Великой Отечественной войны, послевоенным восстановлением страны, периодами неоднократного реформирования высшей школы. Однако в эти годы вуз не только сохранил свой потенциал, но и превратился в крупный технический университет Центрального Черноземья и РФ.
26 июня 1930 г., выполняя решение ноябрьского Пленума ЦК ВКП (б) (1929 г.) партийных и советских органов Воронежской области был издан приказ Стройобъединения ВСНХ РСФСР об открытии в городе Воронеже строительного института на базе 1-го Государственного индустриального техникума, имевшего в своем составе теплотехническое и строительно-дорожное отделения. Одновременно были организованы курсы для подготовки рабочей молодежи к вступительным экзаменам в институт. На заседании президиума Центрально-Черноземного областного исполнительного комитета от 24 августа 1930 г. было решено выделить на организацию института 500 тысяч рублей из средств, отпущенных Стройобъединением.
Исполняющим обязанности директора института был назначен Н.Я. Фролов (ранее возглавлявший техникум), которого вскоре в связи с болезнью сменил тридцатипятилетний студент четвертого курса, член ВКП(б), участник гражданской войны В.Н. Подпоринов.
Важной вехой считается 1 октября 1930 г., когда в одном из помещений городского Дворца труда профессор К.А. Жилинский прочитал первую в истории института лекцию по строительному делу. Сразу после организации института группа преподавателей, под руководством архитектора Н.В. Троицкого, приступила к работе по проектированию учебно-лабораторного корпуса ВИСИ, и уже в январе 1931 г. проект был утвержден. В апреле 1931 г. было начато строительство нового корпуса, а в 1933 г. к началу нового учебного года институт получил первое собственное здание (нынешний корпус № 2, теперь являющийся памятником истории и архитектуры XX века) площадью 7200 квадратных метров.
К 1935 г. было построено и два общежития: для студентов – на 1000 человек и для преподавателей – на 50 человек.
Студенты института в те годы обучались на двух факультетах – конструкторском и строительном, со сроком обучения пять лет. Вуз готовил инженеров-строителей промышленного и гражданского строительства и инженеров по проектированию и производству строительных деталей и конструкций. При институте работал и техникум с 4-годичным сроком обучения. Кроме того, функционировали курсы по переквалификации техников-строителей в инженеры с двухгодичным сроком обучения. Первый выпуск инженеров-строителей в количестве 77 человек по ускоренной программе был осуществлен в 1932 г.
По проектам, выполненным преподавателями кафедры архитектуры под руководством профессора Н.В. Троицкого, были построены здания медицинского, зооветеринарного институтов, промбанка, управления дороги Москва–Донбасс, и другие административные и хозяйственные сооружения. Активно велась издательская работа: выпускались монографии, учебники и учебные пособия ведущих специалистов того времени, в 1940 г. вышел первый сборник научных трудов сотрудников института. Практически сразу с момента основания в институте издавалась своя газета – «За технику». За весь предвоенный период институт подготовил 520 инженеров-строителей, многие из которых впоследствии стали крупными руководителями производственных предприятий страны.