Историю дистанционного обучения можно отсчитывать с 1840 года, когда английский педагог, изобретатель системы стенографии Исаак Питман (Isaac Pitman), начал обучать стенографии студентов в Соединенном Королевстве, используя почтовые отправления.
В 1873 году Анна Элиот Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»), создала систему обучения уже по американской почте для женщин под названием «Общество Тикнор» («Ticknor’s Society»).
В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете (University of Queensland) в Брисбене Австралия. Для детей, проживающих далеко от школ в 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальных классов. Вскоре, подобные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.
В 1939 году во Франции для обучения детей, не имеющих возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения (Centre National d’Enseignement a Distance, CNED), существующий и в наше время и являющийся крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе.
В 1946 году на дистанционные формы обучения перешел Южноафриканский университет (University of South Africa, UNISA).
В СССР система заочного обучения начала создаваться в 1919 году, когда Съезд Компартии принял решение об оказании всесторонней помощи в самообразовании рабочих и крестьян на государственном уровне. Для этих целей в 1920-х годах осуществлялся выпуск литературы для самообразования: «Школа на дому», «Народный университет на дому», «Готовься в вуз», «Учись сам» и другие. Затем стали открываться заочные курсы (в основном при вузах) – иностранных языков, советского строительства, профдвижения и связи и т.д. Но они были направлены лишь на повышение квалификации или помощь в подготовке к сдаче экзаменов в порядке экстерната. В 1929 году Наркомпрос РСФСР утвердил принципиальные основы организации высшего и среднего заочного образования. Но изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. К тому же оно велось в основном по техническим специальностям и существовало в отраслевых втузах. Лишь 29 августа 1938 года Постановлением СНК СССР «О высшем заочном обучении» были определены номенклатура специальностей для системы заочного образования и сеть самостоятельных заочных вузов. Этим же Постановлением вводилась во всех заочных вузах и отделениях курсовая система обучения и обязательная сдача всех экзаменов и зачетов, а для заочников устанавливались дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы.
Заочные курсы институтов, выездные мастер-классы, семинары и т.п. позволяли повышать свою квалификацию, не покидая своего рабочего места или места проживания. При этом, сжатость программы, не возможность прямого контакта с преподавателем в течение всего процесса обучения, делали это образование менее комфортным и полным, по сравнением со стандартным очным обучением. Но научно-технический прогресс привел к возможности организовывать процесс обучения на уровне, не уступающим привычному.
СОВРЕМЕННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рассмотрим обучение, получившее распространение в Австралии.
Австралия – страна-материк, основная масса жителей которого проживает в очень тонкой зоне побережья, в больших городах типа Сиднея, Мельбурна, Перна. В то же время, достаточно большой процент фермеров проживает на огромной территории самого материка, в удалении от цивилизации больших городов и от тех благ, которые она предоставляет. Или, то же самое – в цифрах: Австралия занимает площадь 7,6 млн км2. Плотность населения Австралии составляет всего 2 человека на км2, в то время, как в Японии этот показатель равен 335 человек, в Сингапуре – 5699 человек, а в США, площадь которых сравнима с Австралией – 29 человек.
Одной из серьезных проблем для таких фермеров составляет невозможность обучения своих детей в близлежащих школах, так как ближайшие школы находятся на сотни километров вдали от их места проживания. На помощь в таких случаях сегодня приходит веб-обучение. Преподаватель находится в одной из школ, стационарно. И ведет все обучение через онлайн-трансляцию посредством веб-камер, которые установлены не только у преподавателя, но и у учеников. Центры школьного дистанционного обучения имеются в каждом штате. Процесс обучения строится следующим образом: объём знаний предполагает его изучение в течении 2-3 недель и включает в себя тексты для чтения и обработки, иллюстрации, примеры, упражнения и контрольную работу, высылаемую учителем. Каждый ученик имеет 3 тетради: одна дома, другая в дороге, третья на проверке. Учащимся высылаются печатные материалы, видео, аудио кассеты, книги, фотографии, компьютерные программы. Раз в год предполагается посещение каждого ученика учителем. Центры школьного дистанционного образования имеют различные услуги: факс, видео, компьютеры, а также двустороннее телевидение, обеспечивающее двустороннюю телевизионную связь. Учащимся высылаются печатные материалы, видео, аудио кассеты, книги, фотографии, компьютерные программы. Раз в год предполагается посещение каждого ученика учителем. Центры школьного дистанционного образования имеют различные услуги: факс, видео, компьютеры, а также двустороннее телевидение, обеспечивающее двустороннюю телевизионную связь. Это все накладывает серьезный отпечаток на социализацию детей, обучающихся в таких заведениях, и требования, которые предъявляются к учителям в связи с этим. Достаточно отметить, что ученики, обучающихся в таких дистанционных классах, не имеют представления о привычной нам школе, классной комнате, поведении в коллективе. Учитель должен это все учитывать, быть хорошим психологом, уметь владеть всеми техническими новинками. Многие учителя разрабатывают свои методики и методические пособия, исходя из контингента, с которым работают в данный момент.
Те требования, которые предъявляются учителям, а так же на социализацию детей, обучающихся в таких заведениях. Дома многие учащиеся работают с тьюторами. Ими могут быть родители или оплачиваемые родителями люди. В обязанности учителя входит организация методической помощи тьютору. Иногда, если родители малограмотны или не говорят по-английски дома, учитель может чаще посещать своих учеников. И чаще всего, с этим учеником он общается несколько дней подряд, проживая у него в доме. .
Личность, как мы знаем, целостна, и перестройки, которые происходят в одних ее сторонах, в одних блоках свойств, неизбежно влияют на все другие ее стороны и свойства. Так, например, нравственное развитие всегда влияет на трудовое развитие человека. Развитие человека как субъекта труда, в свою очередь, не может не сказываться на его нравственном и умственном развитии и т. д. И привычная нам школа выполняет не только функцию обучения, но и функцию социализирования ребенка в этом мире, развивая детей как разностороннюю личность. При дистанционном обучении стараются восполнить эти пробелы. Сотрудники центров стараются, чтобы дети, не имеющие возможность учиться в школе, не ощущали себя изолированными, в центрах издаются газеты, журналы, которые информируют о том интересном, что происходит в разных районах Австралии, о соревнованиях, выставках, шоу, награждениях. Дети также могут послать свои работы, рисунки поделки в эти журналы. А сами уроки проходят так, чтобы было полное ощущение сопричастности не только с учителем, но и с другими детьми.
Но не только австралийские школьники получают подобное образование, студенческое дистанционное образование. Причем именно на примере высшего образования легко оследить, насколько новые технологии влияли на качественные изменения подобного образования:
Сегодня большинство австралийских университетов предлагают помимо традиционного дистанционное или так называемое «гибкое» образование. В университетах, лидирующих в области дистанционного образования, 65-75% студентов учатся вне кампуса. Получить «образование на расстоянии» можно в государственных и частных учебных заведениях одного из образовательных секторов Австралии: высшее образование, аспирантура, техническое и дальнейшее образование, профессионально-техническое образование. При этом число предлагаемых курсов постоянно растет, и такая форма образования становится с каждым годом все более популярной среди иностранных студентов и работающих профессионалов.
Интересен пример и Бразилии, где проблема труднодоступности школ были серьезной проблемой для детей и их родителей. Сегодня там так же созданы школы дистанционного обучения, позволяющие транслировать уроки напрямую через спутники. При возможности, детей собирают в классах, где стоят парты, телеэкраны, и общение с преподавателями идет через веб-трансляцию. Физика, история, ангийский – программа средней школы преподается с телеэкрана
Если что-то остается непонятным, всегда можно обратиться за объяснениями. Ученики используют интернет. Благодаря веб-камере, час вопросов и ответов всегда происходит вживую. Около сорока специально подготовленных преподавателей находятся в городе Манаусе. Телевизионный сигнал оттуда принимают пятьсот школ по всему штату Амазония. Здесь нет классных комнат: вместо них – настоящая телевизионная студия: с камерами, декорациями, техническим персоналом.
Сегодня около тридцати тысяч учеников получают образование таким образом. Ежегодно правительство Амазонии выделяет четырнадцать миллионов евро на эту пилотную программу.
В России хотелось бы отметить Национальный Открытый Университет ИНТУИТ, это образовательный проект, главными целями которого являются свободное распространение знаний во Всемирной Сети и предоставление услуг дистанционного обучения. Интуит работает уже несколько лет и за это время успел заработать себе имя и последователей.
Все это стало возможным благодаря развитию технической базы. Но. Хотелось бы отметить, что для полноценного развития ученика мало просто наличия технических новинок, гаджетов. Если для образования взрослых людей уже не требуется личная работа с преподавателем, то в школах для введения дистанционного образования (в России) потребуется также нелинейное расписание, подключение к работе школьных психологов, сочетание урочных и внеурочных занятий. Самое же сложное — изменить традиционную систему мышления учителей. От привычной менторской роли им предстоит перейти к тьюторской — заняться индивидуальной траекторией обучения каждого ученика. А это нелегко. Проблему усугубляет и отставание системы педобразования в нашей стране.
По словам замдиректора института стратегических исследований в образовании Ирины Логвиновой, «Новое в отечественной педагогике прорастает, что называется, «снизу». Учителя учатся новым технологиям друг у друга. А то и у детей. А педагогическое образование этим не занимается»
В связи с этим, мне хотелось бы выделить еще один вариант обучения, , нетрадиционный и негосударственный, тем не менее, оказывающий большое влияние на развитие детей. Это виртуальные игровые школы, появившиеся в сети после появления книг о Гарри Поттере. Количество сетевых Хогвартсов на площадках русского интернета огромно, но всего несколько из них достаточно серьезно относятся к процессу именно обучения. С 2001 года проводилось обучение в двух крупнейших сетевых проектах – Хогвартсе Сириуса и Русском Хогвартсе, в котором игровой процесс, процесс общения и процесс обучения переплелись в некую единую нить, которую еще предстоит проанализировать. За 12 лет через эти школы прошло несколько тысяч учеников.
Процесс обучения велся как игровым предметам, «несерьезным», так и общеобразовательным и повышающим общий образовательный уровень обучения. Под игровыми названиями, такими как Биомагия, Геомагия, Арифмантика, Магия языка и др., скрывалось преподавание общей зоологии и генетики, математики (Перельмана), русского языка, минералогии, поданных в игровой форме.
Процесс строился так же, как сейчас он строится в школах дистанционного обучения всего мира: лекции, размещенные в интернете, статьи для лучшего понимания материала, домашние работы, сдаваемые учениками, оценивание, контрольные, онлайн-общение посредством чатов и форумов. Преподавателями обычно становились те, кто по различным причинам (смена работы, не возможность дальнейшего преподавания в школах или вузах) не могли заниматься любимым делом в обычных образовательных системах и реализовались через подобные проекты.
Учениками же чаще всего становились люди, которые не могли себе позволить дополнительно обучение по ряду причин: материальным, географическим, а возможно и по здоровью. В частности, в этой школе могли обучаться люди с нарушением зрения или слуха, испытывающие дискомфорт в реальном общении из-за этого.
В другой подобной школе, проводящие музыкальные занятия, обучалась девушка, прикованная к инвалидной коляске. В юности она успела, до травмы, закончить музыкальную школу по классу скрипки, в дальнейшем она увлеклась композиторством, но обнаружила недостаток теоретических знаний. Травма не позволяла ей обучаться в обычной школе или на обычных курсах. Онлайн-занятия позволяли ей заниматься, не выходя из дома.
Реальная образовательная ценность Интернета состоит не столько в замене телефона или почтовой службы, сколько в потенциальной возможности внедрить совершенно новые формы дистанционного взаимодействия. Все это становится возможным благодаря созданию виртуальных классов, в которых все участники «присутствуют», не выходя из дома, работы или школы. В этом смысле сеть видится не только как средство для передачи материала, но и также, что более важно, как установление такого процесса преподавания-обучения, который выходит на более высокий уровень взаимодействия между всеми вовлеченными в процесс лицами — слушателями, тьюторами, экспертами и т.д.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Онлайн уроки вокала (сольфеджио, муз.культуры или игре на каком-либо инструменте), можно разделить на две категории - уроки по видео школам, интерактивным курсам, и уроки с преподавателем, который общается со своим учеником через интернет.
Привлекательность видео курсов и самоучителей в доступности, свободе выбора времени и периодичности занятий, но значительные минусы в реальных результатах владения инструментом. А в случае проведения уроков вокала без преподавателя, могут быть еще и опасны для вокалиста. Без помощи и подсказок опытного вокалиста, без его контроля упражнений и распевок, ученик может серьезно навредить своему голосу. Особенно ярко это может быть выражено в экстремальных видах и техниках вокала, таких как гроулинг и скрим. Важно что бы преподаватель слышал и вел ученика, не позволяя ему навредить своему голосу. Хотя стоит отдать должное многим качественным материалам, которые в дополнение к урокам с преподавателем или как часть курса, в который учитель вводит видео школы, могут быть весьма полезны.
Рассмотрим основные проблемы, возникающие при дистанционном обучении, то есть, когда учитель и ученик находятся в разных географических точках.
ВЫВОДЫ
Россия находится на начальном этапе развития дистанционного онлайн-обучения. Это обусловлено рядом причин: Ограниченность ресурсов ВУЗа (финансирование, качество каналов связи, уровень используемой в ВУЗе компьютерной техники). Неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению ресурсов глобальных сетей в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования.
Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний. В связи с тем, что первыми эту область стали развивать специалисты по информационным технологиям, имеющие, как правило, весьма отдалённое представление о педагогике, дидактике и связанных с ними образовательных технологиях, мы в итоге получили интенсивно развивающуюся техническую систему дистанционных телекоммуникаций с весьма скудным её образовательным содержанием. Поэтому готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр возможностей современных информационных технологий. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями
Педагогический состав для онлайн-обучения необходимо готовить специально, на это требуется время.. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.
Но эти проблемы вполне решаемы, а преимущества дистанционного онлайн обучения очевидны. И проблемы технического характера и кадров будут решены, надеюсь в самом ближайшем времени.