Дорога к Победе: из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Д.С. Шерстникова

Официальные новости 23 июня 2020
Дорога к Победе, Музей инженерного дела

Дмитрий Степанович Шерстников родился в 1921 году. В ряды Советской армии был призван в октябре 1939 года, демобилизован в звании лейтенанта в октябре 1946 года. Служил в войсках Закавказского фронта ПВО-ВНОС. Начало войны встретил в г. Евлах Азербайджанской Республики, ее окончание – в г. Тбилиси. Награжден медалями «За победу над Германией», «За оборону Кавказа». В ВИСИ работал старшим преподавателем кафедры строительных материалов, занимал должность заместителя декана факультета.

В фондах Музея инженерного дела ВГТУ сохранились воспоминания Дмитрия Степановича о войне:

«В систему противовоздушной обороны страны, как известно, входят несколько родов войск: разведочная и истребительная авиация, зенитная артиллерия и аэростатозаграждения, а также так называемые войска наблюдения, оповещения и связи или, как сокращенно их называют, – ВНОС. Этот род войск (согласно военному плану) покрывал всю территорию Закавказья и активно участвовал в обороне наших южных границ страны и, главным образом, в защите нефтяного Баку.

В первые дни Отечественной войны я был младшим командиром и являлся начальником одного из множества постов ВНОС. День и ночь вместе с 2-3 красноармейцами в горах на Кавказе я вел наблюдение за землей и небом, сообщая регулярно в штаб о событиях. Служба ВНОС – немудреная, но изнуряющая, так как требует круглосуточного дежурства с обостренным вниманием к любому звуку на земле или в воздухе. За время этой службы случались разные военные события, которые вспоминаются и сейчас, но мне никогда не забыть один эпизод.

Это было в мае 1942 года. Фронт войны подкатывался к Кавказу, и мы, «вносовцы», неусыпно и зорко всматривались в небо или через бинокль просматривали горы. В этот день ярко светило солнце и было до боли устало смотреть на голубое небо. А стоять на посту надо не просто, а в специальной «подслушивающей яме», вырытой в земле, определенного профиля. И за время этой службы каких только звуков и шумов не наслушаешься в этой «яме» и становишься настоящим профессионалом по точному определению не только источника шума, его направления, но и расстояния.

И вот вдруг в полдень, когда солнце стояло в зените, я услышал звук самолета, но не своего. Звук своих самолетов по типу и даже по количеству мы различали просто, а этот звук был определенный, с завыванием, и мне всегда потом казалось – с противным звуком, который характерен только для «Хенкеля-111».

Каждый солдат войск ВНОС, если он слышал хотя бы раз звук этого самолета, никогда не забудет его. Самолет «Хенкель-111» – разведчик-бомбардировщик дальнего действия и в первые годы войны фашистами использовался только для полетов в наши тылы.

Мы знали об этом, но никогда его не видели, не слышали, и вдруг я слышу звук в небе – нехороший звук! Когда я нашел в небе и опознал его, я задрожал и закричал одновременно от гнева и какой-то радости! Он летел высоко и просматривался маленькой точкой, сверкая в лучах солнца, казалось, что и не спешит и никого не боится. Я быстро вызвал своих товарищей, и мы срочно передали все данные в оперативный штаб. Через некоторое время этого же дня мы увидели, что наши самолеты его перехватили и сбили. До города Баку он не долетел, а мы все получили благодарность от командира части за честную службу нашему советскому народу.

Кажется, факт маленький, но для нас, молодых воинов, это был такой случай в жизни, который нам потом помогал переносить все тяготы службы и с гордостью причислять себя к активным участникам боев против немецко-фашистских захватчиков. Ведь всему миру известно, что фашисты так и не смогли сбросить ни одной бомбы на наш нефтяной Баку!»