В феврале 2019 года Правительством России утверждена «Стратегия пространственного развития России до 2025 года», в соответствии с которой новое экономическое деление страны включает 12 макрорегионов, в числе которых Центрально-Черноземный макрорегион. Поскольку программы развития макрорегионов ориентированы на экономическую специфику и инфраструктурное развитие, ВГТУ как опорный вуз региона – один из ключевых участников решения проблемы подготовки специалистов.
В рамках мониторинга качества образовательного процесса с целью оценки востребованности основных образовательных программ, реализуемых в ВГТУ, управлением качества образования проводится онлайн-анкетирование потенциальных абитуриентов. Анкета размещена на Web-сайте университета по адресу
http://cchgeu.ru/press/polls/?VOTE_ID=7. Исследования ведутся с 2017 года. Анонимность онлайн-опроса, неограниченность времени, затраченного на ответы, позволяют допустить высокую степень достоверности получаемых ответов. Более 1100 анкет, полученных в рамках приемной кампании 2017-2018 годов, намного превысило объем репрезентативной выборки респондентов, достаточный для получения обобщенного результата ожиданий абитуриентами качества образования в период обучения по избранным направлениям. Таким образом, активное участие абитуриентов в онлайн-анкетировании можно считать социальным заказом на образование по направлениям, реализуемым в ВГТУ.
По итогам голосования в период с 2.09.2018 по 4.02.2019 29,9 % участников онлайн-опроса – жители Воронежа, 19,4 % – Воронежской области. 20,1 % будущих абитуриентов живут в Центрально-Черноземном экономическом регионе, при этом по числу участников опроса лидируют Белгородская – 9,7 % и Липецкая – 8,3 % области. Профессии, которые можно получить в ВГТУ, привлекательны для жителей многих других регионов России. На вопросы анкеты ответили жители Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. 5,6 % абитуриентов – жители иных стран (республик Донбасса, Приднестровья, Казахстана, Туркменистана).
Для получения профессии факультет информационных технологий и компьютерной безопасности (ФИТКБ) выбрали 22,9 % абитуриентов, факультет архитектуры и градостроительства (ФАГ) – 18,8 %, строительный факультет (СФ) – 18,1 %, факультет экономики, менеджмента и информационных технологий (ФЭМИТ) – 16 %, строительно-технологический факультет (СТФ) – 15,3 %. Выбор 10,4 % абитуриентов – факультет радиотехники и электроники (ФРТЭ), по 9,1 % абитуриентов выбрали факультет машиностроения и аэрокосмической техники (ФМАТ) и факультет инженерных систем и сооружений (ФИСиС). Предполагают обучение на инженерно-экономическим факультете (ИЭФ) и факультете энергетики и систем управления (ФЭСУ) – по 6,3 % абитуриентов, на дорожно-транспортном факультете (ДТФ) – 5,6 %, в естественно-техническом колледже (ЕТК) – 4,9 %, факультете среднего специального образования (ФСПО) – 2,1 % (Таблица 1).
Абитуриенты факультетов технического блока делают более взвешенный выбор, свидетельствующий о высоком уровне подготовки и заинтересованности в избранной профессии: в большинстве случаев факультеты выбирают безальтернативно. Высока доля абитуриентов, еще не сделавших окончательный выбор факультета – 18,8 %, но в поисках решения изучающих информацию на Web-сайте ВГТУ. Абитуриенты-иностранцы на данном этапе исследования так же предпочитают технические специальности. Предпочтения абитуриентов в выборе направления образования представлены в Таблице 2.
Основными источником информации об университете и реализуемых образовательных программах 68,8 % абитуриентов называют Web-сайт университета. 31,9 % абитуриентов первоначальную информацию об университете почерпнули из рекламных источников Интернет (к примеру, «Яндекс – Атлас вузов», «Учеба.ру».) 22,2 % абитуриентов использовали первичные сведения, полученные от друзей – студентов университета и 11,1 % – от родителей (родственников), выпускников университета. 14,6 % респондентов получили основную информацию во время проведения «дня открытых дверей», 11,8 % – в школе (техникуме/лицее/колледже и др.). Лишь 2,8 % абитуриентов первичные сведения о вузе получили из рекламных источников, размещенных в транспорте, общественных местах, на страницах рекламных буклетов, 1,4 % – на ТВ.
Выбирая вуз, участники опроса, прежде всего, оценивают «востребованность профессий и перспективы трудоустройства», 83,3 % из них считают этот критерий главным. Высокое «качество получаемых знаний» является определяющим критерием при выборе вуза для 77,1 % абитуриентов. Возможность учиться на бюджетной основе важна для 69,4 % абитуриентов. При этом только 20,1 % абитуриентов придают значение престижу места обучения. Советом родителей при выборе вуза руководствуются 4,2 % абитуриентов, друзей – только 1,4 %. Поступить «куда получится» рассчитывают 4,9 % абитуриентов.
85,4 % абитуриентов в выборе профессии руководствуются собственным интересом к выбираемой образовательной программе. 61,8 % абитуриентов выбирают актуальную, по их мнению, профессию. 44,4 % абитуриентов связывают выбор профессии с реализацией жизненных перспектив. Престиж профессии является определяющим фактором в выборе для 30,6 % абитуриентов. 9,7 % абитуриентов учатся или работают и хотели бы продолжить образование или получить вторую профессию в избранной сфере, среди них – желающие учиться на факультетах, реализующих направления образования, связанные с информационными технологиями, строительством, аэрокосмической техникой, электроникой, архитектурой. 6,9 % абитуриентов учатся в профильном классе. 3,5 % абитуриентов поддерживают семейную профессиональную традицию (экономисты, строители, специалисты в авиастроении).
Наибольшее число – 84,0 % участников онлайн-голосования – считают важнейшим критерием качества образования получение профессиональных практических навыков, 76,4 % - высокий уровень преподавания. При этом 29,9 % участников онлайн-опроса хотели бы обучиться профессии, используя современную учебно-лабораторную базу. 27,8 % полагают неотъемлемым положительным признаком качества образования интересную культурную жизнь и участие в культурных мероприятиях университета. 22,9 % абитуриентов включают в понятие комфортной среды обучения возможность проживания в общежитии. 21,5 % хотели бы обучаться по программам дополнительного образования. 13,9 % абитуриентов высоко ценят спортивную инфраструктуру университета и хотели бы быть участниками спортивных мероприятий. 10,4 % участников опроса хотели бы повысить качество образовательной среды участием в интересных мероприятиях во время каникул, в том числе экскурсионных поездках.