В ВГТУ прошёл международный форум «Антропоцентрические науки в образовании»

15 апреля 2024 Поделиться  
Официальные новости Кафедра иностранных языков и технологии перевода

В Воронежском государственном техническом университете кафедрой иностранных языков и технологии перевода состоялся Международный форум на тему «Антропоцентрические науки в образовании: вызовы, трансформации, ресурсы». Данный форум  привлекает внимание исследователей по проблеме подготовки специалистов как ближнего, так и дальнего зарубежья, его участниками стали более 250 ученых, в рамках работы было издано 2 коллективные монографии и сборник материалов форума общим объемом около 56 п. л.

Проблемное поле Международного форума включает следующие актуальные направления: междисциплинарные исследования в области философии, педагогики и психологии: новая архитектоника образовательных программ; генеративный искусственный интеллект в образовании; реинжиниринг образовательного процесса, цифровая дидактика и педагогический дизайн; проблемы межкультурной коммуникации в контексте прикладной лингвистики; воспитание школьников в условиях социально -контекстной образовательной среды современной школы; психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: анализ существующих научных представлений; развитие системы предпрофильной и ранней профильной подготовки обучающихся.

От ВГТУ с приветственным словом к участникам форума выступил проректор по науке и инновациям ВГТУ, доктор технических наук, доцент А.В. Башкиров. Ключевым событием явилось представление академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В. Серикова к званию почетного профессора ВГТУ. 

Работа форума была направлена на решение приоритетных задач в контексте трансформации профессионального и педагогического образования: расширение научно-практических связей и укрепление научного сотрудничества с представителями отечественного и международного сообщества; поиск инновационных парадигм образования в области философии, педагогики и психологии; стратегии совершенствования современной системы профессионального образования с целью актуализации стратегических задач обеспечения его качества.

Ключевыми площадками форума выступили: Антропоцентрические науки в образовании; Инсайт в современной прикладной лингвистике; Вектор развития современного образования в эпоху Digital Humanities: фестиваль инновационных идей, проектов аспирантов, магистрантов, студентов.

В программу было включено 178 докладов ученых из Шаньдунского университет путей сообщения (Китай), Казахстанского государственного университета (Казахстан), Белорусского государственного университета (Беларусь), Института стратегии развития образования РАО, Московского педагогического государственного университета, Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России, Московского физико-технического института (Национальный исследовательский университет) (Москва), Пятигорского государственного университета (Пятигорск), Сочинского государственного университета, Сочинского института (филиал) «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» (Сочи), Национального исследовательского Томского государственного университет (Томск), Казанского федерального университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета (Казань), Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк), Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева (Орел) и других городов России, КФУ им. В.И. Вернадского (Симферополь).

Первый доклад пленарного заседания академика РАО, доктора педагогических наук, профессора В.В. Серикова (Москва) «Методологические ориентиры исследования и проектирования педагогического образования» был посвящен разработке инновационной концепции педагогического образования и задал вектор последующих выступлений в рамках различных научных школ: Московская научная школа была представлена д.п.н., профессором С. Б. Серяковой, д.п.н., профессором Н.В. Тамарской (МПГУ) Воронежская научная школа была представлена д.п.н., профессором Э.П. Комаровой (ВГТУ), членом-корреспондентом РАО д.п.н., профессором М.В. Шакуровой, д.п.н., доцентом, А.С. Фетисовым, д.п.н., профессором А.С. Петелиным (ВГПУ); д.псих.н., доцентом К.М. Гайдар, д.п.н., доцентом Л.В. Ковтуненко (ВГУ); д.п.н., профессором В.Ф. Лазукиным, д.п.н., профессором Т.В. Лариной, д.т.н., профессором Н.А. Ус, д.п.н., профессором Т.С. Просветовой, д.п.н., профессором Е.И. Мещеряковой, д.п.н., профессором Г.В. Агаповой (ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж)); Пятигорская научная школа – д.п.н., профессором Н.В. Барышниковым, д.филос.н., доцентом П.Н. Барышниковым (ПГУ); Казанская научная школа – д.п.н., профессором Р.А. Валеевой, д.п.н., доцентом Т.А. Баклашовой (КФУ), д.п.н., профессором Р.С. Сафиным (КГАСУ); Сочинская научная школа – д.псих.н, профессором Т.Д. Дубовицкой; Томская научная школа – д.п.н., профессором С.К. Гураль (ТГУ), Пермская научная школа – д.п.н., профессором Т.С. Серовой (ПНИПУ), Липецкая научная школа - д.п.н., доцентом В.П. Тигровым, д.п.н., профессор М.В. Лазаревой, д.п.н., профессор А.Ж. Овчинниковой (ЛГПУ).

Панельная дискуссия оказалась насыщенной и конструктивной, поскольку каждый доклад представлял собой перспективное исследование, имеющее теоретическую и практическую ценность. «Разноцветье» докладов, объединенных разными направлениями на панельной дискуссии, создали благоприятные условия для диалог-фокусированного обсуждения и задали тон для дальнейших исследований в контексте подготовки будущих специалистов. По направлению «Реалии современного военного образования: вызовы, трансформации, ресурсы» выступили Лазукин В.Ф. (д.п.н., профессор), Ларина Т.В. (д.п.н., профессор), Ус Н.А. (д.т.н., профессор), Бакленева С.А. (к.п.н., доцент), Склярова О.Н. (к.п.н., доцент) (ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж); по направлению «Социально-контекстный подход в вызовах XXI века» выступили Гайдар К.М. (д. псих. н., доцент, ВГУ), Серых А.Б. (д.п.н., профессор, БФУ им. Канта), Лазарева А.С. (к.п.н., доцент, АНО «Академия корпоративного обучения»), Орлова Г.В. (к.п.н., ВГПУ) Боброва О.В. (к.п.н., ВГПУ), Ярцева И.К. (к.п.н., доцент, Сочинский институт (филиал) «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»); по направлению «Интеллектуально-эмоциональное развитие будущих педагогов в контексте междисциплинарных исследований» выступили Мещерякова Е.И. (д.п.н., профессор), Просветова Т.С. (д.п.н., профессор), (ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж); по направлению «Новая архитектоника технологической среды в цифровой образовательной парадигме» выступили Горбунова Н.В. (д.п.н., профессор, профессор РАО, КФУ им. В.И. Вернадского), Тигров В.П. (д.п.н., профессор ЛГПУ), Лазарева М.В. (д.п.н., профессор ЛГПУ), Овчинникова А.Ж. (д.п.н., профессор ЛГПУ), Петелин А.С. (д.п.н., профессор ВГПУ), Бирюкова Н.В. (к.п.н. доцент Первый МГМУ им. Сеченова), Молодожникова Н.М. (к. биол.наук доцент Первый МГМУ им. Сеченова).

Особый интерес представили доклады аспирантов, магистрантов, студентов, курсантов различных вузов на секции «Площадка молодых исследователей: от продуктивных идей – к эффективным практикам».

По мнению участников, содержание докладов и их обсуждение показали актуальность заявленной проблематики и перспективность проведения научных исследований в данном направлении, а также общий высокий научный уровень форума.