Художественный фонд Музея инженерного дела пополнился работами в стиле наивизм. Известная липецкая художница Светлана Немонтова преподнесла в дар Музею инженерного дела Воронежского государственного технического университета 22 графические работы. Светлану Немонтову многое связывает с Музеем инженерного дела и Воронежской землей.
Светлана Евгеньевна - ученица известного воронежского художника Василия Шевченко. Несколько лет назад на родине Шевченко, в Лисках, проходила одна из первых персональных выставок художницы. В настоящее время в постоянной экспозиции Картинной галереи имени В.П. Криворучко представлена одна из ее работ. С декабря 2019 г. по февраль 2020 г. в ВГТУ проходила персональная выставка Светланы Немонтовой «Ветер в волосах», на которой экспонировалось 85 живописных и графических произведений, выполненных в разные годы.
Светлана Немонтова – художница-наивистка. Она не получила профессионального художественного образования, однако, неожиданно для себя, стала успешным и востребованным художником. Писать картины Светлана начала в 1995 году. Каждая из ее работ демонстрирует взгляд художницы на окружающий мир. И она делится своим восприятием действительности посредством красок, холста или бумаги и богатого воображения. Образы ее работ наполнены красотой, душевной теплотой и легкой наивной грустью.
Больше всего самодеятельная художница любит писать натюрморты и женские образы. Суть ее работ заключается в предельной искренности, непредвзятости и интуитивности. В результате получаются оригинальные и очень поэтичные художественные миры.
Картины Светланы Немонтовой пополнили фонды музеев в Лисках, Оренбурге, Кургане, Самаре, Москве. Она проводит персональные выставки и участвует в Московских международных фестивалях наивного искусства «Фестнаив». За это время состоялось 12 персональных выставок в разных музеях России, а также участие в 3 Международных фестивалях. Светлана Немонтова является членом Международного Союза художников-анималистов.
Что же такое наивное искусство или наив? Точного ответа пока нет. Одни причисляют его к примитивизму – направлению в профессиональном искусстве XIX-XX вв., сознательно ориентированному на архаические и традиционные формы искусства разных народов, на детское творчество, а также на искусство художников-самоучек. Другие относят к наиву и некоторые формы народного искусства, так как не всегда одно от другого можно четко отделить. Однако все согласны с тем, что в наиве творят авторы, не имеющие профессионального образования, или, как их называют, самоучки, которые могут не соблюдать законов перспективы и золотого сечения, зато они несут искренность, авторское добродушие и яркость жизни. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве.
По утверждению самой Светланы Немонтовой, интерес к этому направлению растет из года в год. Музеи наивного искусства открываются по всему миру. И хотя отечественный «наивный» художник, в отличие от своего зарубежного коллеги, массового признания пока не получил, потенциал «наива» настолько велик, что он обязательно будет востребован в XXI веке. Потому что он может дать людям то, чего сегодня так не хватает, – радостные, светлые эмоции. Теперь уголок «наива» появится и в стенах Воронежского государственного технического университета.