«Университет онлайн» (ссылка для перехода и подписки через приложение Telegram – t.me/go_university) – совместный проект Университета 20.35 и телеграм-канала Научно-образовательная политика (НОП), который посвящен ресурсам и технологиям перехода вузов на онлайн-обучение. В рубрике «Цифровой университет – лучшие практики» «Университет онлайн» публикует интервью с представителями российских вузов, у которых есть положительный опыт перехода на онлайн-обучение. Недавно канал опубликовал интервью с проректором по цифровизации и проектно-инновационной деятельности Воронежского государственного технического университета К.А. Скляровым.
- Как вы оцениваете переход вашего вуза в "цифру"?
Кризисная ситуация, связанная с риском распространения коронавируса, для инфраструктуры электронного образования оказалась испытанием. Формат онлайн-занятий с живой трансляцией для студентов пока развит очень слабо. Не каждый преподаватель владеет навыками работы "на камеру". Без методической помощи университета не многие сами смогли освоить работу в Zoom или Skype. Многие преподаватели давно практикуют коммуникацию со студентами как минимум через университетскую почту, но даже это касается далеко не всех преподавателей. Выбор конкретных дистанционных образовательных технологий в нашем университете остался за преподавателем, связь со студентами поддерживается через удобные для них социальные сети и мессенджеры, но возникли сложности с проведением лабораторных работ, так как по некоторым дисциплинам компьютерных симуляторов лабораторий не существует.
В ВГТУ сформирована дорожная карта цифровой трансформации вуза, основное внимание в которой уделяется разработке и обоснованию модели цифрового университета, диагностике существующего цифрового следа студентов и преподавателей, внедрению сервисов Университета 2035 в деятельность университета.
Модель цифрового университета предполагает:
- цифровую систему управления университетом,
- цифровизацию образовательного процесса основного и дополнительного профессионального образования,
- цифровизацию траекторий обучения и развития студентов в условиях новой образовательной среды,
- структуризацию цифровых компетенций.
- Что можно считать успешным опытом (2-3 примера успешных практик)?
Преподаватели и студенты в период вынужденного перехода на дистанционное обучение овладели новыми цифровыми компетенциями, познакомились с онлайн-курсами ведущих университетов, освоили новые образовательные платформы и технологии.
- Что не удалось сделать (2-3 примера)?
Отсутствует широкое применение онлайн-курсов. Обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом. Недостаточная цифровая грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Онлайн-обучение постепенно становится частью образовательного процесса, дает колоссальные возможности. Человек в любой точке мира может слушать лекции лучших специалистов, задавать вопросы, общаться с единомышленниками. В то же время этот формат не заменит традиционные офлайн-курсы, но будет отличным дополнением, усиливающим и углубляющим знания.
- Какие формы персонализации обучения внедрены в вузе для всех студентов?
Сценарий «Персонализация» в электронном обучении может быть реализован в нескольких формах: через дифференцированное обучение, через расширение автономности обучающегося вплоть до самообразования, через адаптивное обучение. В ВГТУ при проведении образовательных мероприятий совместно с Университетом 2035 реализуется система адаптивного обучения в рамках проектно-образовательного интенсива, что предполагает предоставление студенту возможности использовать подходящие лично ему инструменты обучения, варьировать объём получаемых знаний и индивидуальную траекторию обучения.
- Как осуществляется работа с "цифровым следом" студента?
Наш университет только начинает работать в этом направлении. В этой области мы находимся на этапе разработки. Под цифровым следом в широком смысле понимается сбор данных об образовательной, профессиональной или иной деятельности человека, представленных в электронной форме. Цифровой след используется для анализа развития человека с целью подтверждения получения им нового опыта деятельности, подготовки рекомендаций по следующему шагу развития, накопления данных о траекториях развития для совершенствования работы системы рекомендаций.