Кафедра строительной механики

ВНИМАНИЕ! В разделе ДОКУМЕНТЫ опубликован ГРАФИК ликвидации задолженностей по предметам кафедры.


Кафедра ведёт подготовку бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов. На кафедре читаются курсы прочностного цикла, основные из которых: техническая механика; сопротивление материалов; строительная механика; основы теории упругости, пластичности и ползучести; теория расчёта пластин и оболочек; динамика и устойчивость сооружений; нелинейные задачи строительной механики и т.д.

Основными направлениями научной работы кафедры являются:

  • расчёты автодорожных мостов на динамическое действие подвижных нагрузок;

  • теория надёжности и вероятностные методы расчёта строительных конструкций;

  • геомеханика и фундаментостроение;

  •  расчёты наплавных мостов;

  • теория стержней;

  • метод конечных элементов.

Производственная деятельность кафедры связана с обследованиями и испытаниями автодорожных мостов, зданий и сооружений, проведение расчётов строительных конструкций.

История кафедры

Кафедра строительной механики организована в 1930 году вместе с созданием строительного факультета. Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Борисов М.Д., который одновременно исполнял обязанности заместителя директора по научной работе.

С 1937 по 1941 год кафедрой заведовал к.т.н., доцент Каргашинский В.Н., издавший в 1938 году книгу «Основы динамического расчета сооружений».

В довоенное время кафедра строительной механики была немногочисленной и после возвращения из эвакуации института в 1944 году заново сформирована. Возглавил ее к.т.н., доцент Романов В.В., являющийся автором четырех монографий по строительной механике: «Расчет клепаной балки», «Деформация изогнутой балки», «Расчет мостовых кранов», «Пособие по расчету рам».
Из преподавателей кафедры, работавших в 1941 году, не осталось никого. Предстояла большая работа по организации преподавания курсов сопротивления материалов, теории упругости, а также статики и динамики сооружений. Для проведения лабораторных работ по сопротивлению материалов имелись только 4-тонная рычажная машина ИМ-4Р и ручной пресс Бринелля.

Кафедра строительной механики в начале 50-х годов бурно развивалась. Большая заслуга в этом принадлежит к.т.н., проф. В.С. Костромину, ставшему заведующим в 1948 году и руководившему кафедрой 29 лет по 1977 год. За эти годы в лаборатории появились современные испытательные машины, приборы и измерительная техника. Студенты стали выполнять лабораторные работы в полном объеме, установленном учебным планом. В 1972 году доцентом Проcановым С.В. издано учебное пособие «Лабораторные работы по курсу сопротивление материалов». Пополнение преподавательского состава в 40-50 годы осуществлялось как за счет аспирантуры ВИСИ (Попов Б.Г. и Антипов В.Н.), так и за счет приезда из ведущих вузов страны молодых преподавателей (Львин Я.Б., Барченков А.Г., Мальцев Р.И., Успенский М.М.).

Наиболее стремительно развивалась кафедра строительной механики в 70-80 годы. После защиты докторских диссертаций Я.Б. Львиным (1963 г.) и А.Г. Барченковым (1974 г.) на кафедре появилась аспирантура. Ряд выпускников ВИСИ прежних лет закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации и стали преподавателями кафедры Баранов В.А., Ананьин А.И., Сафронов В.С., Котуков А.Н., Синозерский А.Н., Хмыров А.Ф., Биджиев Р.Х. В эти годы кафедра насчитывала 22-24 преподавателя (3 профессора, 9 доцентов, 3 ст. преподавателя, 7 ассистентов). Развивается научно-исследовательская работа по заказу предприятий, где основное место занимают обследования и испытания автодорожных мостов.

Основополагающие результаты профессора Я.Б. Львина вошли в справочник проектировщика и в энциклопедию «Строительство», которыми пользуются инженеры-строители всей страны. Научный авторитет Я.Б. Львина признается за рубежом.

Исследования по динамике автодорожных мостов, выполнявшиеся под руководством проф., д.т.н. Барченкова А.Г., являвшегося заведующим кафедрой с 1977 по 1987 годы, получили признание как в СССР, так и за рубежом. Монография Барченкова А.Г. «Динамический расчет автодорожных мостов» была удостоена в 1977 году диплома имени Н.С. Стрелецкого. За 20 лет преподавателями кафедры опубликовано более 200 научных статей. Много внимания кафедра строительной механики уделяла совершенствованию учебно-методической работы. Ежегодно преподавателями издавалось 5-6 методических указаний, помогавших студентам осваивать сложные разделы предметов кафедры. Издан учебник «Динамика сооружений» под грифом Минвуза РСФСР, авторы А.И. Ананьин, В.А. Баранов, А.Г. Барченков.

С 1987 года и по 2009 год кафедру возглавлял чл. – корр. АЕ, д.т.н., проф. В.С. Сафронов. Под его руководством защитили диссертации Шитикова М.В., Ефрюшин С.В., Варнавский В.С., Петранин А.А., Петреня Е.Н., Барченкова Н.А., Гриднев С.Ю., Габриелян Г.Е., а также гр-н Сирии Ш. Галаиини и гр-н АНДР А. Джахра. В конце 90-х годов защитили докторские диссертации Шитикова М.В., Биджиев Р.Х.

С 2009 года по 2018 год кафедру возглавлял к.т.н., доцент Ефрюшин С.В.

В 2018 году произошло объединение кафедр Строительной механики и Теоретической механики. С этого момента кафедру возглавляет д.т.н., профессор Козлов В.А.

Кафедра теоретической механики образована в момент создания Воронежского инженерно-строительного института в 1930 году. Первым зав. кафедрой был к.т.н., доцент С.Е. Дольский, преподавателями – С.А. Веретенников, А.И. Оселедько. Как самостоятельная кафедра просуществовала до 1933 года. С 1933 по 1938 год теоретическая механика (как отдельная дисциплина) входила в состав кафедры прикладной механики и машиноведения (зав. кафедрой С.Е. Дольский) и строительной механики и сопротивления материалов (зав. кафедрой В.Н. Картишинский). В 1936 году по инициативе и при непосредственном участии А.И. Оселедько был организован кабинет прикладной и теоретической механики. В 1938 году организована кафедра теоретической механики и гидравлики (и.о. зав. кафедрой А.И. Оселедько), преподаватели: профессор Загустин, доцент Н.Н. Гвоздков (совместители из ВГУ). В 1941 году кафедра перешла в Воронежский авиационный институт, созданный на базе Строительного института, и в октябре этого же года была эвакуирована в Ташкент. В довоенном периоде истории кафедры следует отметить следующие моменты: на кафедре сформировался вполне современный курс лекций, а практическим занятиям придана соответствующая профилю вуза направленность; был создан хорошо оборудованный кабинет; областью научных исследований была избрана прикладная теория упругости. В 1944 – 1954 годах теоретическая механика как самостоятельная дисциплина входила в объединенную кафедру высшей математики и теоретической механики. В 1944 – 1945 годах кафедрой по совместительству заведовал к. ф.-м. н., доцент М.Ф. Федосеев (ВГУ). В 1945 году заведование кафедрой передается возвратившемуся в порядке перевода из Ташкента на прежнюю постоянную работу к.т.н., доценту А.И. Оселедько, который возглавлял сначала объединенную, а затем, с 1954 по 1974 год, - самостоятельную кафедру теоретической механики. До начала 1970-х годов основными направлениями конкретных научных исследований кафедры были колебания и устойчивость криволинейных тонких стержней, а также расчет пластин и оболочек. С 1974 по 1977 год кафедрой заведует д.ф.-м.н., профессор А.Д. Чернышев. В это время начинает функционировать научный семинар, организована очная и заочная аспирантура. С 1977 по 1979 год кафедру вновь возглавляет А.И. Оселедько. С 1979 по 1981 год по совместительству кафедрой заведует к.т.н., доцент кафедры строительно-дорожных машин Ю.Ф. Устинов. В 1981 году зав. кафедрой назначается доцент кафедры строительной механики В.С. Сафронов. Под его руководством выполняются работы по внедрению ЭВМ в учебный процесс. В 1985 году В.С. Сафроновым была защищена докторская диссертация на тему «Статика и динамика автодорожных мостов». В 1987 году профессор В.С. Сафронов переходит на кафедру строительной механики. С 1987 по 1988 год кафедру возглавляет к.ф.-м.н. А.А. Буренин, в последующем д.ф.-м.н., член-корреспондент РАН. С 1988 по 1990 год кафедрой заведует д.ф.-м.н., профессор С.И. Мешков. С 1990 года зав. кафедрой избран В.Д. Коробкин, проработавший на этой должности более 20 лет. В 1991 году Ю.А. Россихиным защищена диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук «Методы возмущений в задачах волновой динамики анизотропных сред». В 1995 году доцент М.Н. Кирсанов защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук «Выпучивание конструкций при неограниченной ползучести». В 1997 году доцент С.Н. Булатов защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по расчету оболочек неканонических форм, в 1998 году ему присвоено ученое звание профессор. В 1999 году зав. кафедрой В.Д. Коробкиным защищена диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук «Некоторые вопросы математического анализа задач теории пластичности». В 2004 году доцент В.А. Козлов защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук «Теория и расчет конических оболочек сложной геометрической структуры». Защита состоялась в Казанском государственном университете. С 2012 по 2014 год кафедра теоретической механики входила структурным блоком в состав кафедры строительной техники и инженерной механики. В 2015 году на базе кадрового состава этого структурного блока образована кафедра теоретической и прикладной механики. На должность зав. кафедрой избран д.ф.-м.н. В.А. Козлов. В настоящее время на кафедре работают два доктора физико-математических наук (зав. кафедрой В.А. Козлов и профессор В.Д. Коробкин), доктор технических наук (профессор С.С. Глазков), два кандидата физико-математических наук (доценты В.В. Волков и М.Г. Ордян), старший преподаватель В.Н. Горячев. Ведется активная работа по совершенствованию учебного процесса преподавания фундаментальных дисциплин физико-математического цикла с сохранением преемственности наработок предыдущих десятилетий, проводятся научные исследования, разрабатываются направления образовательного процесса, позволяющие сделать кафедру выпускающей.