Кафедра проектирования автомобильных дорог и мостов


В 1961 году организована кафедра проектирования  автомобильных дорог в составе Воронежского лесотехнического института. Организатором и заведующим кафедрой до 1972 года был доцент, кандидат технических наук, Почетный дорожник РСФСР Харченко В.А.

Главное направление научной деятельности кафедры и её традиции были определены в 60-х годах. Первые преподаватели, доцент Жуков П.П., кандидат технических наук, доцент Канаева Т.В., доцент Дементьев В.А.  разработали основные принципы и методы преподавания учебных дисциплин. Изучение, применение и совершенствование местных материалов в конструктивных слоях дорожных одежд было признано основным научно-исследовательским направлением. Большое внимание также уделялось разработке эффективных конструкций, исследованию и внедрению металлургических шлаков, эмульсиоминеральных и золошлаковых смесей в практику дорожного строительства, разрабатывались методы борьбы с наледями, совершенствовалась система оценок грузоподъемности деревянных мостов.

1968 год - год  образования автодорожного факультета ВИСИ, в составе которого кафедра начала свою деятельность. В 1972 году заведующим был избран кандидат технических наук, доцент Лисовой В.М. Значительно расширилась научная тематика. Больше внимания стало уделяться оценке несущей способности мостов и путепроводов, разработке новых  конструкций  водопропускных труб. В 1982 году кафедру возглавил Заслуженный строитель РСФСР,  профессор, академик Академии Транспорта РФ Резванцев В.И. Кафедра активно сотрудничала с Воронежским ГипродорНИИ, в результате чего был создан филиал. Это позволило начать целевую подготовку студентов для данного НИИ и  проектных контор управлений автодорог Центрально-Черноземных областей. Появилась новая инженерная специализация - "Городские дороги".

Под руководством профессора Резванцева В.И. по каждой области Центрально-Черноземного региона был издан каталог местных дорожно-строительных материалов, широко используемых дорожниками при проектировании и строительстве автомобильных дорог (разработчики Резванцев В.И., Матвеев Е.В., Еремин В.Г., Фильчев В.В., Тютюнцева И.И.) В 1988 году Минавтодором РСФСР были утверждены технические условия "Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон на основе шлаковых материалов" (разработчики Самодуров С.И., Еремин В.Г., Матвеев Е.В.) Разработанный Лисовым В.М. проект прямоугольной трубы из плитных элементов был отмечен медалью ВДНХ и нашел широкое практическое применение при замене малых мостов на трубы и строительстве новых водопропускных труб большого размера. Рекомендации по проектированию земполотна из условий снегонезаносимости (разработчики Гладышева И.Н., Меркушов Н.В., Самодурова Т.В.) активно используются проектными оргаизациями, так как позволяют экономить значительне средства при зимнем содержании дорог. Рекомендации по борьбе с наледями при проектировании водопропускных сооружений и конкретные инженерные решения (разработчик Дементьев В.А.) внедрены в практическом строительстве дорожных организаций Якутии, Тувы, Карелии.

В 90-х годах начато обучение студентов по новым дисциплинам: реконструкция автомобильных дорог, реконструкция и эксплуатация мостов, экономико-математические методы проектирования автодорог. В 1997 году был создан и технически оснащен кабинет автоматизированного проектирования автодорог. Помощь факультету и кафедре оказали Федеральная дирекция автомобильной дороги "Москва-Воронеж", управление автомобильных дорог Тамбовской области, Воронежавтодор, Дорстрой.

В течение всего времени существования кафедры руководство активно занималось подготовкой профессорско-преподавательского состава. По результатам научной деятельности докторские диссертации защитили Дементьев В.А., Самодурова Т.В. Кандидатские диссертации - Гладышева И.А., Еремин В.Г., Журавлев В.А., Бухтояров А.В., Еремин А.В., Гладышева О.В., Волокитин В.П., Андреев А.В. и другие. Большую пользу  кафедре принесло сотрудичество с  ГипродорНИИ. Заведующий филиалом кафедры, директор ГипродорНИИ, член-корреспондент Академии Транспорта РФ, кандидат технических наук Батурин В.К. организовал практическую подготовку студентов в области проектирования автодорог и мостов. Были привлечены ведущие специалисты, использованы новейшие методики и современное оборудование.

В 2005 году была открыта новая специальность - "Мосты и транспортные тоннели". В рамках научно-исследовательской работы начата разработка проектов по ремонту мостовых сооружений на автомобильных дорогах  Центрально-Черноземного региона. В 2006 году на кафедре создается еще одна лаборатория по автоматизированному проектированию автомобильных дорог и мостов, оснащенная современным компьютерным оборудованием.

  Большинство преподавателей , действующие инженеры, выполняющие различные работы, по заказам предприятий  на хоздоговорной основе. Так за кафедрой проектирования автомобильных дорог и мостов закреплены свыше 100 мостовых сооружений, подведомственных Упрдору «Каспий». Направлением производственной  деятельности преподавателей кафедры является контроль качества  и производства работ на всех этапах строительства.