Инструменты для дистанционного обучения

Как подготовиться к переводу обучения на дистанционный формат? (new)

Основные советы:

  1. Пересмотрите учебные планы по преподаваемым дисциплинам на предстоящий период дистанционного обучения. Определите, что должно быть сделано, что требуется изменить (дедлайны/оценивание/правила выполнения заданий и т.д.) и добавить (онлайн-обсуждения/онлайн-трансляции лекций и т.д.). Продумайте, какими инструментами будете пользоваться. 

  2. Заранее подготовьте студентов к возможным изменениям в формате обучения. Сообщите, какие изменения вносите в учебную программу, какие инструменты и каналы связи использовать.

  3. Составляйте и сообщайте студентам список задач (план занятий) на неделю. Это поможет организовать деятельность и не забыть о важных событиях и дедлайнах.

  4. Для дистанционного обучения используйте знакомые вам технологии. Старайтесь полагаться на то, что лучше всего знакомо вам и вашим студентам. Учитывайте, что для некоторых инструментов (например, для веб-трансляций) понадобится высокоскоростной интернет.

  5. Обеспечьте постоянный канал связи со студентами. Вы можете использовать почту, мессенджеры, форумы и т.д. Сообщите студентам, как скоро ожидать ответа в выбранном канале связи.

  6. Не ограничивайте общение со студентами перепиской и размещенными в сети материалами для изучения. Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию. Организуйте занятия в формате видеоконференций, предоставьте студентам возможность индивидуальной консультации (Skype, телефон, мессенджеры, чат, электронная почта).

  7. Проверяйте, чтобы учебные материалы открывались на мобильных устройствах. Многие студенты могут пользоваться для обучения только мобильными устройствами. Если есть возможность, отправляйте файлы для чтения в .pdf формате.

Как организовать дистанционное обучение: советы преподавателям (new)

Правильный способ:

1. Предварительно записывать лекции или использовать готовые материалы из интернета, в онлайн – только интерактивная работа со студентами, разбор заданий и ответы на вопросы.

2. Учитывать особенности восприятия информации: заранее рассылать готовые материалы, общение в онлайне сделать коротким и эффективным.

3. Построить новый график общения со студентами, четко обозначить тематический план и сроки для каждого шага: предварительное изучение материала, выполнение заданий, разбор в онлайн.

4. Максимально сфокусировать студентов на конкретных темах и заданиях, чтобы облегчить им работу с информацией онлайн, не дать «утонуть».

5. Выделить «часы приема», когда вы на связи, и сообщить о них студентам. Не отвечать в другое время. Преподавателю нужно еще готовиться к занятиям и отдыхать.

6. Договориться со студентами заранее о том, в какой форме и по какому каналу вы будете общаться: например, создать группу в соцсетях или чат в WhatsApp, Viber или обмениваться электронной почтой. И использовать для работы ТОЛЬКО выбранный канал, избегая «ковровых бомбардировок».

7. Контролировать продвижение студентов по плану курса и выполнение ими заданий, использовать очные встречи онлайн (индивидуально или группами) для разбора пройденного, применять различные форматы тестирования, в том числе в режиме реального времени.

 

Неправильный способ:

1. Читать через вебинар обычные монологические лекции по заготовленному конспекту.

2. Отвести на онлайн-занятие стандартные два академических часа.

3. Пытаться придерживаться традиционного расписания занятий.

4. Воспринимать дистанционное обучение как возможность вывалить на студентов всю информацию по курсу, которая существует в интернете.

5. Ограничить свое присутствие в онлайне только временем занятия или наоборот – быть постоянно на связи, даже ночью.

6. Контактировать со студентами, отвечать на их вопросы и рассылать задания по любым каналам связи.

7. Понимать дистанционное обучение исключительно как рассылку заданий и сбор готовых работ у студентов.


Как провести лекцию?

Вы можете проводить лекции и семинары в онлайн-формате с помощью различных веб-инструментов. Большинство позволяют также записывать лекции и работать в группах.

Чтобы не было проблем с восприятием материала с разных устройств, убедитесь, что транслируемая Вами текстовая и графическая информация будет считываться с телефона.

У студента могут возникнуть трудности с  интернет-связью во время проведения лекции в формате видеоконференции, поэтому трансляцию необходимо записать и предоставить к ней доступ всем желающим: материалы вы можете загрузить на Youtube (инструкция по работе).

Студенческий чат ВГТУ – сервис для обмена текстовыми сообщениями в режиме онлайн между преподавателями и студентами. Сервис также позволяет обмениваться текстовыми файлами (электронные лекции, презентации к лекциям, методические указания, учебно-методические пособия), звуковыми сообщениями и видеофайлами. Мы подготовили для вас инструкцию.

Zoom – видеоконференции с обменом сообщениями и контентом в реальном времени. Мы подготовили для вас инструкцию.

Skype – инструмент для видео- и аудиозвонков. В групповых звонках могут участвовать от 3 до 50 человек. Также есть следующие ограничения: не более 100 часов групповой видеосвязи в месяц, не более 10 часов в день и не более 4 часов на каждый групповой видеозвонок. Возможна запись звонков. Мы подготовили для вас инструкцию.

YouTube - видеохостинг, предоставляющий возможность видеотрансляций в режиме реального времени для неограниченного количества лиц. Мы подготовили для вас инструкцию.

Социальная сеть Вконтакте –  функционал платформы позволяет объединить всех студентов учебной группы или тематически (по предмету). Если сделать сообщество закрытым, материалы увидят только приглашенные пользователи. В сообществе можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете — для этого не потребуются дополнительные программы. Также там можно размещать заранее записанное видео либо проводить трансляции (вебинары). Кроме того, на платформе есть возможность создавать "беседы" вместимостью до 500 человек каждая для оперативного информирования, объявлений, ответов на вопросы (инструкция).

Как поддерживать коммуникацию со студентами?

Студенческий чат ВГТУ – сервис для обмена текстовыми сообщениями в режиме онлайн между преподавателями и студентами. Сервис также позволяет обмениваться текстовыми файлами (электронные лекции, презентации к лекциям, методические указания, учебно-методические пособия), звуковыми сообщениями и видеофайлами. Мы подготовили для вас инструкцию.

Мессенджер - это программа (приложение) для смартфона или персонального компьютера, позволяющая мгновенно обмениваться с друзьями текстовыми сообщениями, телефонными звонками и даже разговаривать с использованием видеосвязи. Наиболее популярные – Telegram, Viber и WhatsApp.

Социальная сеть Вконтакте –  функционал платформы позволяет объединить всех студентов учебной группы или тематически (по предмету). Если сделать сообщество закрытым, материалы увидят только приглашенные пользователи. В сообществе можно размещать материалы в различных форматах: документы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете — для этого не потребуются дополнительные программы. Также там можно размещать заранее записанное видео либо проводить трансляции (вебинары). Кроме того, на платформе есть возможность создавать "беседы" вместимостью до 500 человек каждая для оперативного информирования, объявлений, ответов на вопросы (инструкция).

Как отправить материалы к занятию?

Электронная почта – технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма», «электронные письма» или «сообщения») между пользователями компьютерной сети (в том числе — Интернета).

Облако ВГТУ – сервис для хранения и обмена текстовыми файлами (электронные лекции, презентации к лекциям, методические указания, учебно-методические пособия), звуковыми сообщениями и видеофайлами. Мы подготовили для вас инструкцию.

Студенческий чат ВГТУ – сервис для обмена текстовыми сообщениями в режиме онлайн между преподавателями и студентами. Сервис также позволяет обмениваться текстовыми файлами (электронные лекции, презентации к лекциям, методические указания, учебно-методические пособия), звуковыми сообщениями и видеофайлами. Мы подготовили для вас инструкцию.

Облачные сервисы: GoogleDrive (до 15 гб бесплатно), OneDrive (до 5 гб бесплатно), Dropbox (до 2 гб бесплатно), ЯндексДиск (до 10 гб бесплатно).

Как провести тест или организовать анкетирование?

Вы можете самостоятельно создавать тестовые задания и собирать ответы на них с помощью различных сайтов.

Google Classroom - виртуальный класс с возможностью выкладывать и собирать работы (устанавливать дедлайны). Можно настроить расчет оценок, собирать письменные работы, давать тесты в гугл-формах, публиковать материалы. Инструкции по работе с виртуальным классом.

Google Формы - инструмент для создания тестов с возможностью задать количество баллов за задание и правильные ответы. Можно сделать проверку автоматической, но если есть задания, которые требуют дополнительной проверки, можно сделать часть проверки вручную и только тогда выдать результат. В таком случае можно отправить результаты на указанный адрес почты. Можно использовать для сбора файлов с работами, выбрав в качестве типа вопроса загрузку файлов. Инструкция по работе с Google Формами.

Dropbox - современное рабочее пространство, помогающее сократить рутинную работу. Можно использовать функцию запроса файлов с установленным дедлайном для сбора письменных работ. Инструкция по работе с Dropbox.

Online Test Pad - бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения. Можно создавать тесты, опросы, кроссворды, логические игры. Есть диалоговый тренажер. Сервис полностью бесплатный. Видеоинструкция по работе с Online Test Pad.