Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.
Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:
• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;
• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);
• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;
• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;
• определить рыночную стоимость транспорта;
• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.
Педметом расследования является не только транспортное средство, но и:
• место, где случилась авария;
• дорожное покрытие соответствующей местности;
• оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.
Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.4.2. Факторы видимости.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Экспертиза – это процесс, череда определённых действий, а не сам осмотр места аварии и автомобилей. Поэтому существует чёткий порядок проведения независимого исследования, который следует разобрать по конкретным шагам. Ведь именно от их правильности зависит успех экспертизы.
Главное условие для компании – это регистрация в базе саморегулируемых организаций оценщиков и наличие действующей лицензии. Если вы предпочитаете обратиться к индивидуальному предпринимателю, который единолично специализируется на проведении данной процедуры, то нужно уточнить у него наличие персонализированного идентификатора.
Не важна и репутация компании, которую можно узнать по оставленным отзывам в интернете либо проконсультироваться по вопросу у своего автоюриста. Если мнение окружающих людей про выбранную организацию оставляет желать лучшего, значит, и проведённая процедура будет выполнена не на должном уровне.
Заранее обсудите размер оплаты: её сумма, срок выплат и от каких факторов зависит стоимость экспертизы, может ли ценник повыситься и т. п. Если это всё прописано в договоре, и вы его подписали, то автоматически становитесь носителем определённых обязательств, не соблюдение которых ведёт к негативным санкциям. Чаще всего даже последствия невыполнения договорных обязанностей прописывают в соглашении.
Не забудьте уведомить не менее чем за 3 дня всех заинтересованных лиц в будущем мероприятии, а именно: и дате, и месте его проведения (это может быть страховая организация, иные участники аварии, ваш индивидуальный юрист или адвокат и др.). Причём сделать это нужно не устным «приглашаю», а через официальные документы с помощью заказного письма с уведомлением о доставке.
Обязательно сохраните все бумаги, которые подтверждают факт отправки уведомления. Это обезопасит вас и саму экспертизу в случае неявки заинтересованных лиц, ведь суд не сможет усомниться в законности и достоверности проведённого исследования, так как все лица были приглашены.Это необходимо не только для облегчения работы эксперта, но также и для более чёткого осмотра, что может повлиять на его качество, так как за грязью или лишними предметами могут спрятаться важные улики для установления обстоятельств аварии.
Перед тем как приехать на место экспертизы, соберите все нужные бумаги:
• паспорт гражданина Российской Федерации;
• водительское удостоверение;
• документы на машину: СТС, страховой полис, пройденный технический осмотр перед получением полиса ОСАГО, ПТС;
• документы о ДТП (протокол, постановление об административном правонарушении);
• судебное решение или иные бумаги от уполномоченных лиц, которые потребовали от вас прохождения процедуры.
После того как компания закончила отчёт, не хватайте бумаги сразу же и не убегайте за считанные минуты. Изучите все предоставляемые вам документы перед тем как их подписать. Прочтите каждый пункт и подпункт, если возникают вопросы или подозрения — уточните спорные моменты. Рекомендуется забирать и подписывать бумаги в присутствии собственного юриста, который более точно скажет, подходят ли документы.
Если вы заметите ошибку в заключении дома и уже после подписи отчёта, то вряд ли компания согласится переделать выполненную работу, так как факт подписи говорит за вас «с документом согласен и нареканий нет».Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:
• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;
• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.
Автотехническая экспертиза – важный момент во всем расследовании ДТП. К нему нельзя подходить невнимательно или некачественно выбирать себе оценщика. Рекомендуется все этапы процедуры проходить со своим квалифицированным юристом.
Несмотря на то, что экспертиза и услуги правового помощника стоял не дешево, по сравнению с уголовным штрафов или лишением свободы на несколько лет — это незначительные деньги. Помните, что вы платите не за бумаги и консультации, а за минимизацию наказания за совершённое деяние.
Тел.: +7(906)581-43-22
E-mail: etarasov@cchgeu.ru