Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:
Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время (свобода и гибкость графика обучения);
Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения;
Высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя (возможность для творчества);
Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.
Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:
Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время (свобода и гибкость графика обучения);
Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения;
Высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя (возможность для творчества);
Возможность использования приобретенных навыков работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении (мобильность обучения);
Использование в обучении самых современных учебных средств и технологий (технологичность, использование новейших технологий).
Очевидные недостатки дистанционного обучения:
Отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем;
Исключение влияния индивидуального подхода;
Необходимость наличиия целого ряда индивидуально-психологических условий, например, жёсткой самодисциплины;
Необходимость постоянного доступа ко "всемирной паутине";
Отсутствие частой возможности изложить свои знания в словесной форме, превалирующее влияние письменной основы обучения;
Нехватка детально разработанных учебных программ и курсов;
Отсутствие постоянного контроля над учеником;
Недостаток практических знаний.
Дистанционное обучение может оказаться недостаточно эффективным для людей с низкой самоорганизацией. В силу своей специфики, качественные дистанционные программы требуют более высокого уровня самодисциплины, высокой организованности и целеустремленности со стороны обучаемого. Необходимо искать решение этих проблем в организации новых форм учебной работы: выполнение творческих коллективных проектов, формирование и представление в сети Интернет индивидуального образовательного пространства, включающего собранные самим обучаемым учебные и научные ресурсы по предложенной дисциплине, участие в совместной работе в виртуальных научных лабораториях и сетевых деловых играх
Каждый волен сам выбирать, каким образом получать образование, юридически дипломы, полученные в результате очного и дистанционного образования, равны. Но, тем не менее, вряд ли дистанционное обучение когда-нибудь заменит очную форму обучения, хотя они прекрасно друг друга дополняют.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю - корректировать и контролировать его работу. Учащийся может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии и др.).
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления "долгов" по учебе, отставания (т.к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.
Но дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. - все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.
Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной и внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.
Как еще можно использовать дистанционное обучение в школе:
организовать курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей;
использовать дистанционное профильное обучение;
создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
учиться на дистанционных курсах;
Несомненно, дистанционное образование помогает:
учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
решать психологические проблемы учащихся;
снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.