Дистанционное обучение: проблемы и перспективы

3 ноября 2019 Поделиться  
Объявления Автотехническая экспертиза

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 000 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные ) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме.

В конференции обучающийся общается с преподавателем он-лайн, электронной почтой или в скайпе, задает ему вопросы, может получить консультацию по непонятому разделу, высылает задания. Преподаватель оценивает знания обучающегося.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Телеприсутствие:. Например дистанционное присутствие с помощью робота R. Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту, по внедрению, такого метода дистанционного обучения по всей России.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения

Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).

В современном мире все большее количество людей предпочитают дистанционное обучение.

Достоинства дистанционного обучения

·  Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедийных технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.

·  Доступность и открытость обучения - возможность учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

·  Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов. «Дистанционные» обучающиеся не занимают классы, за аренду которых надо платить; «дистанционные» обучающиеся не бьют стекла, не вырезают на партах математические формулы, не крадут мышки из компьютерного класса, не портят нервы учителю; «дистанционные» обучающиеся больше времени занимаются самостоятельно, и учебное заведение экономит на зарплатах преподавателей.

·  Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы. Интенсивность и продолжительность занятий тоже можно регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, может потребоваться разное количество времени. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет ученика заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

·  Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т. д.)

·  Дистанционное обучение в первую очередь может быть удобно людям, страдающим физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах, пенсионерам и инвалидам. Современные технологии ДО позволяют им изучать любой предмет, не покидая собственной комнаты (и не вставая с инвалидного кресла). По состоянию здоровья ограничений очень мало - если человек видит изображение на мониторе и способен работать с клавиатурой и мышью - его можно обучать с помощью ДО.

Взрослые люди, обремененные семьями, детьми, работами, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, считают, что ДО - единственно возможный способ приобрести новые знания и навыки, так необходимые на стремительно эволюционирующем рынке труда.

·  Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для повышения квалификации, непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

·  Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым ученикам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам.

·  Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т. д.

·  Преимуществами ДО являются сокращение сроков обучения, возможность параллельного обучения в российском и зарубежном вузах, независимость студента от географического расположения вуза.

·  Еще одно преимущество ДО - ваша оценка будет более объективная, если вы учитесь дистанционно. Дело в том, что при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту. Преподаватель не знает, кто ваш папа; преподаватель не видит ваших ярко-зеленых ногтей или кольца в носу. Более того, нередко контрольные работы поступают на проверку … анонимно, под регистрационными номерами, что гарантирует непредвзятость оценки.

Получение дистанционного образования одновременно и увлекательно, и проблематично.

Недостатки дистанционного обучения:

·  Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

·  Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

Одним из ключевых вопросов дистанционного обучения остается проблема подтверждения личности пользователя при проверке знаний. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения. Поэтому, стараясь компенсировать этот недостаток, учебные заведения, практикующие ДО, включают в программу и обязательную очную сессию, которую обучающиеся ДО сдают, например, в компьютерном классе. Зарубежные учебные заведения, использующие ДО довольно давно, создали по стране сеть уполномоченных лиц, которые имеют право свидетельствовать, что экзамен сдавал именно тот человек, который был заявлен, и таким образом решают эту проблему. В нашей стране такая сеть только начинает развиваться.

·  Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

·  Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.

·  Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов: т. к. уроки и консультации представлены не только в печатном(электронном) виде, но и а аудиовизуальном - с демонстрацией слайдов, видеоклипов. Многостраничные главы традиционных учебников в электронном виде абсолютно неприемлемы при дистанционном обучении.

·  Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и ученики еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

·  Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России. Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения.

·  Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков. Для создания качественного учебно-материального обеспечения ДО необходимы совместные усилия специалиста - предметника, художника, программиста методиста, знакомого с интернет-технологиями, технологиями других электронных изданий, компьютерными коммуникациями, а также с современными педагогическими, психологическими теориями, современными педагогическими технологиями. В идеале функции специалиста - предметника и методиста должен сочетать один человек. На практике это пока остается голубой мечтой.

·  Проблема подготовки кадров. Очень важно уметь осуществлять дифференциацию обучения, рефлексию. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и пситхологические особенности своих учеников, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, сдерживать пыл экстравертов и т. д. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки.

·  Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.

Перспективы развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

ü  Мультимедийность - озвученные видео - и слайдфильмы, анимация, графика;

ü  Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

ü  Использование потокового аудио и видео.

ü  Многообразие контрольных и тестовых заданий;

ü  Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;

ü  Общение слушателей между собой.

Источник https://pandia.ru/text/78/277/91076.php